Автор статьи: Анатолий Шахов. Иран, чья территория в три раза больше Франции и равна приблизительно пятой части США, а название происходит от древней формы «Ариана», то есть «страна ариев», после падения монархии преднамеренно изображался в западных средствах массовой информации только с отрицательной стороны.
И в то же время, самобытные фильмы иранских кинематографистов, избавленные от удручающей пошлости, скептицизма и садомазохистской античеловечности, уже более 20 лет завоёвывают почётные награды престижных интернациональных киносмотров всех континентов. Как уживается одно с другим?
Сейчас, в отличие от прошлого, свергнувшую режим Пехлеви народную революцию 1979г. многие называют «революцией духа в мире бездуховности». Директивный тезис её лидера аятоллы Хомейни о том, что «власть обездоленных является властью Бога», а также установка нового государственного руководства «не пытаться давать народу горький яд в сладкой упаковке» способствовали формированию у деятелей национальной культуры и искусства иного подхода к трактовке и отображению жизни иранцев. Кинематографисты стали откровенно и без украшательств показывать повседневность городских окраин, рыбацких посёлков, глухих горных деревень, спартанский быт кочевников. Причём сказать, будто они - какие-то диссиденты, противостоящие теократическому строю, - по крайней мере, наивно: кинодеятели работали и работают в направлении, обозначенном духовными властями Ирана, отнюдь не скрывающими свою глубокую заинтересованность показать миру открытость, устойчивость и жизнеспособность общества шиитской демократии.
Тяготение к документализму, человечность и вместе с тем стремление кинематографистов сопрягать подлинный факт с личным восприятием действительности – такими качествами отличались лучшие киноленты Исламской Республики Иран, знакомые российскому зрителю по программам Московского международного фестиваля и Неделям иранского фильма. В разные годы у нас в стране демонстрировались заслужившие положительные отзывы специалистов и рядовых зрителей интересные работы, например, Киануша Аяри, Рахшан Бани Этимад, Бахрама Бейзаи, Масуда Кимиаи, Аббаса Кияростами, Варужа Карим-Месихи, кинематографического клана Мохсена Махмалбафа, Дарьюша Мехрджуи и ряда других талантливых кинорежиссёров.
В числе наиболее известных и одарённых мастеров иранского экрана сегодня по праву находится Маджид Маджиди. С 1990-х годов на интернациональных киносмотрах в Бразилии, Германии, Иране, Испании, Италии, Канаде, Норвегии, Польше, США, Филиппинах, Финляндии, Франции поставленные им фильмы обеспечили иранскому кино целый букет престижных призов, которому вполне могут позавидовать многие кинематографии мира.
Родился Маджид Маджиди в 1959 году в Тегеране. После окончания средней школы служил в армии. Демобилизовавшись, выступал на сцене любительского театра, учился в Институте драматических искусств. В 1980г. стал работать в Центре исламской мысли и искусства, где играл в спектаклях, писал пьесы. Тогда же начал пробовать силы в амплуа киноактёра – снялся, в частности, в первых постановочных лентах Мохсена Махмалбафа «Два невидящих глаза» (1983) и «Бойкот» (1985). В середине 1980-х гг., накопив достаточный профессиональный и художественный опыт, обратился к кинорежиссуре и выпустил тепло встреченные национальной прессой короткометражные кинофильмы «Паланкин», «День экзамена» и «Один день из жизни с пленными».
Уже дебютная полнометражная игровая картина «Бадук», проникновенно и эмоционально передавшая драматическую историю брата и сестры из Белуджистана, проданных работорговцем в неволю, которые, прежде чем смогли вернуться домой, пережили множество тяжких страданий и унижений, стала в 1992г. лауреатом Тегеранского международного кинофестиваля «Фаджр».
Выпущенные соответственно в 1993 и 1995 гг. среднеметражные постановочные ленты «Последнее поселение» и «Бог придёт», воспевшие идеалы коллективизма, воплощённые через перипетии спасения оказавшихся в беде разъездного агента по распространению подарочных книг детской литературы и тяжело заболевшей деревенской женщины, подтвердили приход в национальное кино молодого незаурядного художника.
Не одним лишь уроком камерной семейной морали, а гораздо более широким раздумьем о современном человеке, его связях с другими людьми, о близости к ним и отторгнутости от них, стала следующая полнометражная игровая кинокартина «Отец» (1995), многослойно, без намёка на сентиментальность проследившая трагически затянувшийся процесс становления родственных чувств и отношений вернувшегося из города с заработков обуреваемого честолюбием 14-летнего подростка и его отчима-полицейского.
Не могла не найти путь к чувствам зрителей и притчеобразная лента «Дети небес» (1996). Исполненная искренности, богатой символики, изобилующая меткими бытовыми зарисовками, она убедительно передала драматическую историю брата и сестры из бедной семьи разносчика чая, которые, столкнувшись с простой, на первый взгляд, проблемой (брат случайно потерял туфли сестры), пытаются после происшедшего самостоятельно, без помощи родителей, преодолеть возникающие «принципом домино» непредвиденные испытания и трудности.
Актуальность идейного и нравственного содержания, выверенность драматургии, высокая изобразительная культура, умелая расстановка психологических акцентов, мастерская игра актёров оказались свойственны созданной в 1998г. картине «Цвет Бога», показанной в Москве в Музее кино в мае 2000 года. Эмоциональной вовлечённости аудитории в каждый момент развёртывания экранного действия режиссёру удалось добиться не только благодаря своему высокому профессионализму и замечательному актёрскому ансамблю. Этому способствовала одновременно и необычность самого повествования. В центре событий оказался вызывающий глубокое зрительское сочувствие трагический образ ребёнка, для которого окружающий мир существует лишь на кончиках пальцев, в органах слуха, обоняния и который в эпилоге становится невинной жертвой эгоистических устремлений отца, задумавшего жениться и стремящегося не допустить, чтобы будущая жена узнала, что у него есть слепой сын…
Богатство творческой палитры М.Маджиди, способность через камерные, на первый взгляд, сюжеты подняться до широких общественных и нравственных обобщений доказательно засвидетельствовал также созданный в 2000г. кинофильм «Дождь». История платонической первой любви иранского юноши к девушке-афганке, работающей в мужской одежде на стройке вместо получившего травму отца, показана режиссёром тактично, без какого бы то ни было намёка на пошлость. Помимо многого остального, она вобрала в себя хлёсткие зарисовки иранской действительности, подняв, в частности, актуальные вопросы бесправного положения в стране афганских беженцев, обречённых на нищенское существование, бесконечные унижения, готовых за нищенскую плату выполнять любые каторжные физические работы.
Мера откровенности, с которой фильмы Маджида Маджиди утверждают идеалы добра и справедливости, не может не подкупать. Не умилённое любование добродетелями и не прямолинейное осуждение пороков, а стремление дать многогранный анализ того, что скрыто за людскими поступками, за всем заметным укладом жизни, стремление разобраться, что препятствует человеку обрести душевную гармонию – эти качества отличают произведения одного из наиболее известных, талантливых и ярких мастеров современного экранного искусства Ирана. |