Режиссеру Петру Тодоровскому сегодня исполняется 80 лет. Режиссер, снявший фильмы "Верность", "Военно-полевой роман", "Анкор, еще анкор!", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Какая чудная игра", "По главной улице с оркестром", "Интердевочка" и др., был не только оператором, сценаристом и актером, но и писал музыку для своих картин.
В 1954 году Тодоровский закончил институт, затем около 10 лет работал оператором на Одесской киностудии, где снял "Молдавские напевы", "Два Федора", "Жажда" и знаменитая картина "Весна на Заречной улице".
Как режиссер Тодоровский дебютировал в 1964 году в фильме "Верность" (приз Венецианского кинофестиваля). Затем была снята картина "Никогда". С середины 60-х Тодоровский поставил более 20 фильмов, в т.ч. "Военно-полевой роман", получивший главный приз Всесоюзного кинофестиваля 1984 года за фильм "Военно-полевой роман".
"Мы познакомились с Петром Ефимовичем на картине "Был месяц май" Марлена Хуциева в 70-м году, - вспоминает Сергей Шакуров. - Он тогда еще не был режиссером, так же, как и я, играл в этом фильме одну из ролей. Это потом он вырулил в режиссуру... он вспомнил про меня, когда искал Гаврилова на фильм "Любимая женщина механика Гаврилова". По сценарию Сергея Бодрова я появлялся перед героиней Люси Гурченко в инвалидной коляске, которую санитары выкатывали из кареты "скорой помощи"... должен был ехать навстречу любимой женщине, которая ждала меня весь фильм. Баба весь фильм мучилась, страдала, и вот такое к ней приезжает. С синяком под глазом. Мне это ужасно не понравилось. Я приехал в Одессу - уже декорации построили, санитарная машина стояла и эта коляска - и Люсе Гурченко говорю: "Люсь, я эту хуйню играть не буду". "А что ты будешь играть?" - "Я сейчас придумаю". И прямо на съемочной площадке придумал весь этот финал, который в конечном итоге вошел в картину.
Я придумал милицейскую машину, выбрал несколько милиционеров из оцепления, с ними сам отрепетировал и вот таким подошел к окну фотоателье, где меня ждала моя "любимая женщина".
Петр Ефимович очень обрадовался этому решению. Пошел на это удивительно легко. Моментально принял. Петя очень хороший человек, мягкий. Он вообще очень мягкий, совершенно беззлобный. Такой остроумный. Он весь одесский. Очень трудно, наверное, приживался в Москве. С ним ни у кого из актеров нет никаких проблем. Даже в фильме "Был месяц май" он был абсолютно как пай-мальчик. Что Марлен говорил ему, то он и делал. За исключением того, что он сказал: "Я хочу попеть". Он там играет на гитаре и поет. У меня такое ощущение, что гитара - его самый любимый приятель. |