"... Идеи высасываются из пальца. И ставки делаются только на то, чтобы вызвать у зрителя шок. Я старомодный тип, я люблю, чтобы мне в кино продвигали какую-нибудь мораль, какие-нибудь ценности. А в современных фильмах — сплошное мясо".
Мы говорим «фильмы Джорджа Ромеро», подразумеваем «зомби». Говорим «зомби», подразумеваем «фильмы Джорджа Ромеро». В такой тесной связке эти два понятия сосуществуют уже 40 лет. Самый значительный из всех ныне живущих хоррор-режиссеров скоро представит зрителям уже пятую свою картину из dead-серии — «Дневники мертвецов». Отповедь поколению YouTube, снятая ручной камерой в псевдодокументальной манере, была задумана и запущена в производство гораздо раньше «Монстро» Джеффри Абрамса, сравнений с которым избежать не удастся при всем желании. Живой классик Ромеро, похоже, не очень этим расстроен — вместо громоздкого фильма-катастрофы у него вышло очередное социальное исследование. И зомби, конечно же, прилагаются.
Много лет назад вы могли себе позволить снимать кино полностью авторское — и режиссировали сами, и монтировали, и довольно заметные роли играли и даже в качестве оператора выступали. Почему сейчас не получается быть человеком-оркестром?
«Потому что сейчас в киноиндустрии все с ума посходили. Тогда мы были предоставлены самим себе, никто не контролировал каждый наш шаг, не высчитывал чужие деньги. Мы могли снять фильм за две недели, потом месяц отдыхать, потом приступить к монтажу. Никто не подгонял, никто не устанавливал дэдлайны. Сейчас все куда-то спешат. От меня требуют, чтобы я смонтировал фильм чуть ли не раньше, чем закончил снимать. Время — деньги, вы же знаете. Дневники мертвецов я снял за 20 дней. Потому что у меня были четкие сроки. Вот час икс, и никаких промедлений. Прямо как в Золушке какой-нибудь — опоздаешь на секунду, и твоя карета превратится в тыкву» (добродушно хохочет).
Ваши «живые мертвецы» уверенно эволюционировали с каждым фильмом. Если в «Ночи живых мертвецов» они были предельно тупыми, то в «Земле мертвых» у них уже проявлялись зачатки интеллекта. Казалось, еще чуть-чуть, и вы придете к тому, что показал Джо Данте в Мастера ужасов — зомби начнут голосовать на выборах. Но в «Дневниках» вы опять вернулись к тому безмозглому пушечному мясу.
«Когда я снималНочь живых мертвецов, у меня не было никаких правил в голове, никакой концепции, я не думал, что сниму другие фильмы про зомби. Я даже о самом этом слове не подозревал тогда. Мы были поколением 60-х и свято верили в то, что мир и любовь изменят мир. Не изменили, как видите (смеется). Наоборот все стало еще хуже. Я тогда прочитал роман Ричарда Мэтисона Я — легенда и подумал, что он, на самом деле, о революции. Причем, об успешной. В отличие от нашей революции, которая обернулась карманным бунтом. В этот момент просто хотелось сделать что-то, что отражало бы эти настроения. И вот эти ожившие мертвецы как раз и олицетворяли для меня эту самую революцию, эти необратимые и существенные перемены».
То есть фактически на создание живых мертвецов вас вдохновили вампиры Мэтисона?
«Точно. Ну и потом зомби начали мутировать от фильма к фильму, потому что каждый раз хотелось создать более полную картину мира с его безграничными опасностями. Ведь чем больше менялось поведение мертвецов, тем больше менялось поведение людей. Эта эволюция, которую вы отметили, вряд ли похожа на прогресс — просто изменения происходили в разных направлениях».
В «Дневниках мертвецов» сами мертвецы вас уже совсем не интересуют, все внимание сосредоточено на людях?
«Так было всегда, люди во главе угла. Но здесь, вы правы, вместо зомби-эпидемии могло быть что угодно. Любой вирус или стихийное бедствие — главная задача была исследовать поведение людей в ситуации, когда вокруг творится черте что, но при этом у них в руках есть камера, а время от времени появляется еще и доступ в Интернет».
Герой восхищается тем, что его видео посмотрели 72 000 человек за несколько минут, а героиня укоризненно пытается его образумить — мол, до этого ли, когда наши друзья гибнут? Вы ведь ведь тут явно на стороне героини?
«Еще бы. По-моему, блогосфера — это зло. Что головой мотаете, не согласны? (смеется) Ну просто нужно во всем знать меру, и если вы используете блоги только для общения — это еще куда ни шло. Вот еще что страшно — в экстремальных ситуациях люди не пытаются помочь или хотя бы убежать. Они тут же хватаются за камеру, благо теперь она есть в каждом втором телефоне».
Как патриарх жанра, с какими чувствами наблюдаете за так называемым «возрождением современного хоррора»? Парни из «Splat Pack» — Элай Рот, Нил Маршалл, Джеймс Ван, Грег МакЛин, Даррен Линн Боусман и Роб Зомби — как они справляются?
«Тенденциозно это все. А все, что тенденциозно — все плохо по определению. Просто сейчас контекст какой-то не очень подходящий для хороров, как мне кажется. Идеи высасываются из пальца. И ставки делаются только на то, чтобы вызвать у зрителя шок. Я старомодный тип, я люблю, чтобы мне в кино продвигали какую-нибудь мораль, какие-нибудь ценности. А в этих фильмах — сплошное мясо…».
kinopoisk.ru |