"... Я четко помню, как это было. Помню, где я сидел и помню как телефон был включен на громкой связи... Именно тогда была совершена ошибка, которую я пытаюсь исправить уже 10 лет — чтобы всякие старушки не тыкали в меня пальцем со словами «Ой, этот парень снимает страшилки с необычным финалом!"
Но и теперь зрители по-прежнему знают мистера Шьямалана, как «парня, который снимает страшилки с необычным финалом».
Ему не удалось изменить свою репутацию в Голливуде, как талантливого кинематографиста, не играющего по правилам студий. После успеха «Шестого чувства» он раскритиковал боссов студии Disney, а отказом переезжать из Филадельфии в Голливуд окончательно подтвердил репутацию аутсайдера.
Впрочем, внутренний аутсайдер продолжал работать на него, но только до тех пор, пока фильмы вроде того же «Шестое чувство», «Неуязвимого» и «Знаков» приносили прибыль. Но едва картины режиссера начали проваливаться в прокате – например, «Девушку из воды» критики разругали, а зрители вовсе проигнорировали — поддержка голливудского истеблишмента начала ослабевать.
Тот провал теперь оказывает ощутимое давление на его новый проект, хоррор «Явление», премьера которого в России состоится 12 июня. Еще один промах может стоить Шьямалану не только остатков репутации, но и отнять у него возможность сохранять режиссерский контроль над своими фильмами. Но он не собирается извиняться и считает, что критика в его адрес обусловлена только его нежеланием принимать голливудские нормы.
«У меня есть два варианта: приспособиться к путям, выложенным передо мной или смириться, - решительно говорит он. Так что вы мне посоветуете? Если бы я с самого начала шел на все соглашения, то не оказался бы там, где я сейчас».
Его карьера иллюстрирует один из голливудских парадоксов: киноиндустрия любит миф об авторской режиссуре, о стойком независимом кинематографисте, играющем по своим правилам. Во время выхода «Шестого чувства» это была особо популярная идея — студии пытались построить бизнес на режиссерах вроде Квентина Квентин Тарантино и братьев Вачовски, в надежде, что такие «брэнды» будут продавать кино так же хорошо, как в свое время имя Альфред Хичкока.
Но компаниям приходится учитывать жестокие реалии кинобизнеса. Все эти режиссеры допустили серьезные промахи, доказавшие, что зрителям гораздо важнее происходящее на экране, нежели имя режиссера на постере. И в противоположность мультяшным образам, вроде какого-нибудь Шрэка, с живыми персонажами, такими как М. Найт Шьямалан, иногда бывает очень трудно сотрудничать.
«Да это никогда и не работало, - вообще возражает Дэвид Вайзнер, бывший глава по международному маркетингу Universal, а ныне преподаватель университета Южной Калифорнии. — Это все самомнение киностудий, считающих, что зритель отреагирует на рекламу, советующую пойти на один фильм, потому что его снял режиссер другого. Глупо это все, и в какой-то степени зиждется только на эго».
Но метод такой до сих пор активно используется, а мистер Шьямалан по-прежнему уверен что имя режиссера на козырьке кинотеатра – и речь даже не о Стивене Спилберге – способно продать блокбастер так же легко, как и имя суперзвезды.
«Проблема кроется в предположении, что если я продаю собственное кино - то есть как бы и самого себя - то я эгоист. А если на моем месте будет Уилл Смит, то отношение будет совсем другим, — говорит Шьямалан. — Если ты режиссер, то твое имя чаще принято скрывать во всеобщем «могильнике» на постере, — такое сейчас правило в кинобизнесе»
М. Найт Шьямалан родился в Индии, но рос в пригороде Филадельфии в семье врачей, мало знавших о киноиндустрии. Он посещал Tisch School of the Arts при университете Нью-Йорка, и в начале девяностых снял два коммерчески неуспешных фильма «Яростная молитва» (1992) и «Пробуждение» и потом продал сценарий «Шестого чувства» студии Disney за три миллиона долларов. И эта лента, снятая за 40 млн, собрала в мировом прокате свыше 600 миллионов долларов.
Правда, с тех пор цифры двигались в неправильном направлении. «Знаки» собрали около 400 миллионов в мировом прокате, а «Таинственный лес» — уже всего 255 миллионов. Вышедшая в 2006 году «Девушка из воды», снятая за 75 миллионов, собрала и вовсе меньше семидесяти. Кстати, едва кассовые сборы начали падать, отличительные элементы картин Шьямалана – съемки в Пенсильвании, религиозные темы, неожиданные финалы – сразу стали основой для критики.
Режиссер скоро разорвал отношения с Disney, и «Девушку из воды» снял на Warner. А затем он совершил величайший грех: в книге Майкла Бамбергера «Человек, который слышал голоса» раскритиковал боссов студии – Нину Джейкобсон, Дика Кука и Орена Авива В частности, обвинил госпожу Джейкобсон в том, что она «недостаточно внимательно» прочла сценарий «Девушки из воды». Также заявил, что на студии отказались от него, поскольку «больше не ценили индивидуализм».
Голливуд был крайне возмущен и книгой вообще, и публичным разглашением Шьямаланом деталей очень частного разговора, в Disney отказались давать какие-либо комментарии. Даже журналисты подвергли книгу обструкции — в частности, Джанет Мэслин из New York Times назвала ее подхалимской и неловкой.
А на Twentieth Century Fox наняли Шьямалана в качестве сценариста и режиссера «Явления» отчасти из-за того, что он решил вновь обратиться к жанру ужасов, сделавшему его знаменитым. Хатч Паркер, ныне глава студии New Regency, тоже работал над «Явлением»: «Найт в сочетании с этим материалом – отличная пара, — утверждает он. — «Явление» отсылает нас назад, к «Шестому чувству». Этот фильм — куда более четкий представитель жанра, нежели его последние работы».
Сейчас же М. Найт Шьямалан снимает для студии Paramount Avatar: The Last Airbender – фильм по мотивам серии мультфильмов канала Nickelodeon. «Я проверил Найта, прежде чем сажать его в режиссерское кресло, — аккуратничает президент Paramount Film Group Джон Лешер. — Он идет на сотрудничество, открыт к предложениям и хочет снять действительно популярный фильм».
М. Найт Шьямалан и сам подтверждает, что стал более открытым человеком. В попытках развеять представление Голливуда о нем как о высокомерном выскочке, он стал, например, больше времени проводить в Лос-Анджелесе. Но хоть он и приносит извинения оскорбленным гражданам из Disney, но до сих пор недоумевает, почему так критично отнеслись к его разрыву отношений с этой студией.
«Они хотели, что бы я просто продался, молча взял деньги, — говорит режиссер. — А знаете каких сил стоит в таких случаях не осторожничать с ними?».
kinopoisk.ru
|