... Новая земля» Александра Мельника уже получила своеобразную «славу» – там, мол, каннибалы и немыслимые ужасы. На поверку оказалось, что это кино о том, как важно оставаться человеком в любой ситуации, в любом окружении. Исполнитель главной роли — Константин Лавроненко — актер хорошо известный, а его напарник по экрану — Андрей Феськов, играющий маньяка-убийцу Сипу — впервые заявляет о себе.
Приличную часть экранного времени Феськов делит с Каннским лауреатом — не всем молодым актёрам выпадает такая возможность. Да Андрей и сам был удивлён.
И путь его в «Новую землю» был довольно тернист:
«Мне позвонили рано утром, сказали, что хотят попробовать меня на эту роль и пообещали прислать сценарий. А ведь года не прошло, как я окончил театральную академию – и вдруг высылают сценарий! Я его прочёл и подумал себе: «Вот это да! Бесконечной глубины роль!» А сам решил, что меня никто не утвердит – это же Москва, а я здесь, в Питере, кто будет утверждать неизвестного нестоличного неопытного актёра?».
Пробу он записывал в Петербурге. И сейчас описывает происшедшее как «15 минут позора»: «Даже не успел осознать, что я там делаю». Но вскоре он уехал с театром в Беларусь, куда до него снова дозвонились люди Мельника и пригласили на пробу уже с исполнителем главной роли. Но о Лавроненко тогда ещё не было речи – Андрей отыгрывал сцены с другими актёрами, его вызывали еще как минимум пять раз.
Спустя три месяца проб, переживаний и ожидания, бывший юрист получил вторую главную роль в одном из самых неоднозначных российских фильмов:
«Я занялся маньяками, стал изучать, кто они такие, какое отношение к ним лично я имею внешне и, самое главное, внутренне. Оказалось, что по своей психофизике я вполне похож на среднестатистического маньяка. Оставалось только подготовиться морально. Я маньяк из Петербурга, из интеллигентной семьи. Победитель олимпиад по биологии и вообще положительный светлоокий мальчик. Своих жертв я не мучил, но непосредственно после каждого убийства какое-то время находился один на один с тем, что осталось, и изучал анатомические подробности».
Как раз об этом в фильме есть монолог, который может отпугнуть особо впечатлительных зрительниц, но в остальном Сипа – герой трагикомичный.
Чего только стоит его одержимость цифрами:
«Если в этом мире ты не находишь для себя никаких горизонтов, если тебе не на что опереться, не за что зацепиться, то находишь для себя параллельные миры, в которых жить очень удобно. Другой вопрос: чего стоит жизнь в этих мирах? Цифры для моего героя – страхование себя от каких-то болезненных случаев; они диктуют и определяют мои дальнейшие действия. Я вижу несколько цифр, определяю сочетание – и у меня чётко определяется череда событий ближайшего будущего. По этим законам можно жить».
В жизни до «Новой земли» Андрей играл в театре — Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании». Он заканчивал курс Вениамина Фильштинского, исповедующего «этюдный метод».
Помогло ли это при работе над «Новой землёй»?
«Этюдное существование – одна из основ нашей школы. Назовём его для пущей ясности «импровизация». Помню, как я впервые встретился с Костей (Лавроненко) на пробах. Вот сидит на табурете человек-глыба – и ему не нужно ничего демонстрировать, доказывать, а я, Сипа, кручусь вокруг него бесом, искушаю, а он на меня даже не смотрит. Говорит спокойно какие-то фразы. И вдруг, (любимое Достоевским «вдруг») один раз бросил он на меня взгляд – и я за этот взгляд зацепился, ухватился зубами и за его, Костин, счет принялся вытягивать своё никчёмное существование».
Готовясь к очередной сцене, Андрей прыгал с небольшой скалы. Увидев это, режиссёр решил вставить этот момент в фильм. Так что в результате импровизации актёра, получилось, что его герой определяет для себя судьбу ещё задолго до финала.
А в драке за ключи актёр Сергей Колтаков предложил для эффекта ударить Феськова ботинком по лицу. Дубль за дублем Андрей выворачивался, и скоро драка завязалась по-настоящему: Колтаков пытался воплотить свою идею с ботинком, но молодому актеру совсем не хотелось получать по лицу.
Впрочем, без лёгких телесных повреждений не обошлось
«В первые же дни съёмок на Шпицбергене, я повредил ногу. Думаю – кошмар, впереди 90 съёмочных дней, а я сломал ногу. Сто раз прыгал – всё в порядке, а на сто первом дубле что-то хрустнуло. Я, правда, доиграл до конца, а на следующее утро меня вызывает режиссёр и говорит: «Ну, давай, рассказывай, что с ногой?» А у меня ночью температура была, ногу замотали – она вся синяя. Я говорю – «а что, у меня всё нормально, это мой естественный цвет ноги». Накормили обезболивающим и в этот день я снимал финальный прыжок».
Силиконовые трупы, резиновые топоры, кости – несмотря на все эти довольно мрачные атрибуты, работалось довольно весело. Андрей со смехом вспоминает, например, как он стал специалистом по обгладыванию костей.
А заодно и леммингов, которые по сюжету должны были уничтожать запасы продовольствия:
«Была специальная собака, следившая за выпущенными из клетки леммингами. Они же расползаются и сразу начинают плодиться да уничтожать флору. Собака следила за леммингами, и собирала особо бойких – аккуратно, за шкирку, относила к клетке. Вот только нам попались какие-то сытые лемминги. Они были жутко ленивые! Выползали, сидели, шевелили ушами, и ничего не ели. Их пугнёшь – они пару раз подпрыгнут и снова сидят. Дрессировщикам дорогого стоило заставить их двигаться быстрее».
От «Новой земли» переходим к самому Андрею: он запоем читал в детстве Стругацких, любит фильмы «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мертвеца» Джармуша, «Сталкер» («раза с восьмого – девятого понял»), «Симпсонов», «Футураму», мультики Роберта Саакянца и обожает «Ассу».
«Я жил на Ставрополье. Наш край мною всячески любим и обожаем, но иной раз вызывает ассоциации такие: спорт, лавочные беседы и аграрная жизнь. Культура же андеграундная к тем местам прирастает плохо. Меня же тянуло к разного рода подземельностям. И вот, лет в 10-12 я увидел фильм «АССА» с этим безумным саундтреком, с зимней Ялтой, мальчиком Банананом. А позже случился Питер, город воплотивший мои субкультурнические мечты».
Андрей Феськов закончил юрфак Университета Петербурга, и попал в юридическую фирму «Советник».
Где, как ни странно, оказался в среде творческих людей:
«У меня в жизни были арбитражные и гражданские суды, а последние годы юридической работы я разленился и специализировался на ДТП. Одним махом изучил Excel и готовил для судов огромные распечатки два на два метра. Вобщем, был настоящей канцелярской крысой. Но фирма наша находилась в ДК Пищевиков, где по вечерам репетировала группа «Телевизор». Наш директор на праздниках читал Бродского, два юриста играли в джазово-блюзовой банде. Я тоже не отставал. Но мои творческие способности проявились ещё ранее в школе. Мы с друзьями организовали потусторонний кружок – собирались вместе и читали свои стихи, прозу. Темы творчества чаще всего являлись: инопланетяне, вампиры, прочая нечисть. Тогда же открыл для себя Верлена, Бодлера и Сашу Черного, пытался им подражать. Потом уже на юрфаке снимал видеоклипы, сочинял с другом трагикомы. Успел поработать в управлении юстиции Ленинградской области, а затем уже оказался в «Советнике». Параллельно я занимался в школе-студии «Кадр» при «Ленфильме». Честно говоря, больше я представлял себя режиссёром или оператором, быть может, даже прозаиком или исследователем полярных вершин, но никак не актёром! И вдруг прошёл год – и вся эта команда школы –студии «Кадра» рванула поступать в театральный. Я решил – ну, попробую себя. Был уверен, что завалюсь на вокале и хореографии».
Перед приёмной комиссией пришлось петь. Но тут его спас Башлачёв – Андрей вспоминает, как буквально проорал и прохрипел «Уберите медные трубы, натяните струны стальные». Потом попробовал изобразить Раскольникова.
И прошёл:
«Я верю в то, что кто-то там наверху, наверное, хорошо ко мне относится. Мне как будто дают аванс, подталкивают, будто говоря «попробуй, займись именно этим делом».
Он расстроился, что не прошёл в Александринку, но природа любит баланс, и Андрей попал в БДТ.
Правда, из-за съёмок в «Новой земле» скоро и вылетел оттуда:
«Я понял, что мне больше никогда не предложат такую роль. И у меня больше никогда не будет возможности пожить в этой роли. Я просил, чтобы меня отпустили на два месяца, но меня не поняли. Со временем я перешёл на контракт с БДТ и потом за ненадобностью отвалился. Но меня подобрал режиссёр Анджей Бубень и привёл в команду театра Сатиры. Репетирую главную роль в спектакле «Курс лечения». Мой герой – самоуверенный человек, который знает, что хочет от жизни и уверен, что найдёт новые способы лечения шизофрении, но со временем сам превращается в амёбу».
Так кино или театр?
«Театр! Безусловно, только театр! И никак иначе! Но в кино почему-то чаще дают играть интересные роли и в кино встречаются новые интересные люди... Так что, наверное, все-таки, кино. Прежде всего, кино!».
Мы разговаривали с Андреем в день, когда он прошёл пробы на «Ленфильме» в новую картину. Название и сюжет он пока держит в тайне, но намекает, что это будет романтическая история, которая будет снята в Санкт-Петербурге. Так что амплуа маньяка-убийцы к нему вряд ли пристанет.
kinopoisk.ru
|