"... Лично я не испытываю ностальгию по шестидесятым — те годы похожи на все остальные. Бывали хорошие времена, бывали плохие. У нас записывали как классные песни, так и ужасные. Но тогда происходили радикальные изменения, причём не только в музыке. Думаю, такого больше никогда не будет".
Комедия Ричарда Кёртиса «Рок-волна» - первый фильм после его режиссёрского дебюта, картины «Реальная любовь». Время действия — как сказал бы Остин Пауэрс — «свингующие шестидесятые». Вот только в Великобритании середины 60-х модная музыка была под запретом. Услышать Beatles, Rolling Stones и Kinks можно было только на волнах пиратских радиостанций. О судьбе ди-джеев и директора плавучего пиратского радио и повествует фильм Кёртиса.
Выделить главную роль в картине трудно. Здесь как раз применимо словосочетание «актёрский ансамбль». Рис Айфенс, Ник Фрост, Джек Девенпорт, Кеннет Брэна, Филипп Сеймур Хоффман.. Но главный всё-таки есть. Это высокий, элегантный джентльмен, владелец радиостанции. Его играет Билл Найи – один из последних джентльменов мирового кинематографа.
Наш разговор с Биллом происходит по телефону:
Здравствуйте, мистер Найи!
Привет, Таня! Как дела?
Прекрасно! Как Вы?
Чудесно, спасибо! Я сейчас в Париже.
Знаете, в России Вы — один из самых любимых английских актёров, потому что мы тут обожаем Билли Мака из «Реальной любви»!
О, спасибо!
У Вас в «Рок-волне» получился отличный директор радиостанции! А сами-то слушали пиратское радио?
А все его слушали! Если хотелось послушать новую музыку, то это можно было сделать только на пиратской радиостанции. Каждый день на них настраивались 22 миллиона слушателей...
Понятно, что Биллу приходится отвечать на похожий вопрос часто, но он держится молодцом.
Так вот, 22 миллиона – это половина населения Великобритании. Практически все, кому было до 30 лет. Понимаешь, это была абсолютно новая, революционная по тем временам музыка. Лично я не испытываю ностальгию по шестидесятым – те годы похожи на все остальные. Бывали хорошие времена, бывали плохие. У нас записывали как классные песни, так и ужасные. Но тогда происходили радикальные изменения, причём не только в музыке. Думаю, такого больше никогда не будет, потому что тогда были чрезвычайно консервативные времена. Музыку наших родителей, как правило, исполняли нарядно одетые мужчина и женщина, стоящие на сцене и певшие про луну. А в то же время Джими Хендрикс раскурочивал свою гитару и уже были Роллинги. Странно, что они вообще появились в Англии. Всего за какие-то пару-тройку лет у нас уже были The Rolling Stones, Beatles, Led Zeppelin, The Kinks, The Who и куча других групп. А ещё случилось вот что: белым английским мальчикам приглянулась чёрная американская музыка. И тогда они открыли для себя новое направление под названием ритм-энд-блюз. Так что это была такая революция. Услышать всё это можно было только на пиратских радиостанциях. И слушали их подростки. Вообще подростки были изобретены специально, чтобы маркетологи могли тестировать на них товары. До этого ты или ребёнок или взрослый. А между этими человеческими состояниями – огромная пропасть для продаж. Телевидение подросткам было неинтересно, радио тоже, а потом случился настоящий взрыв: появилась вся эта прекрасная музыка, которую нигде не играли. Пираты очень быстро сообразили, что если вывести корабль в море, отойти на три мили от берега, то можно нелегально транслировать всю эту новую музыку на Англию. Что они и сделали. А потом правительство сделало очень крутую вещь: объявило её вне закона. Это было очень-очень круто! Слушать незаконную станцию, когда тебе 14-15-16 лет – это просто офигенно!
Мистер Найи, а Вы слышали про процесс над сайтом Pirate Bay? Про настоящих интернет-пиратов?
Да, да.
Вы же актёр и, должно быть, ненавидите их? Все эти скачивания, минус авторские...
Слушай, это очень хитрая тема. Скажем так: я не определился...
Ладно тогда, вернёмся к музыке. Знаю, Вы большой поклонник Боба Дилана.
Есть такое.
А Вы помните свою первую купленную пластинку?
Первую пластинку мне купила сестра. Это был альбом Джорджи Флэйма, точнее, тогда ещё группы Georgie Fame and the Blue Flames. Кстати, именно благодаря Джорджи Флэйму зародились пиратские радиостанции! Потому что Ронан О’Райли, один из организаторов радио «Каролина», основал станцию, потому что был менеджером Джорджи Флэйма, а BBC отказывались играть его песни.
Радио «Каролина» начало своё вещание 28 марта 1964 года, находясь в пяти километрах от берега близ Суффолка. Это была первая пиратская радиостанция в Великобритании, вещавшая 24 часа в сутки на английском языке. Своё название станция получила в честь дочери президента Америки Джона Ф. Кеннеди. «Каролина» пережила несколько скандалов, в том числе и убийство одного из основателей. Станция то закрывалась, то открывалась, но, что примечательно, вещает и по сей день. Но уже не из нейтральных вод, а с земли и через спутник. Учитывая довольно мрачные моменты истории «Каролины», поинтересуемся у Билла Найи, как он относится к смягчению истории.
Я смотрела «Рок-волну» ещё в начале марта, на кинорынке. После показа, один из зрителей, проходящих мимо, пробурчал: «Так не бывает. Они все должны были утонуть, а то нереалистично как-то». Как думаете, хэппи-энды это обязательное условие подобных фильмов?
Ну, было бы странно, если бы все в финале умерли. Учитывая, что главные мотивы фильма – музыка, любовь и надежда. Если хочется погрустить, мрачно провести время, посмотреть, насколько всё порой бывает плохо, то для этого существует масса других картин. Ричард Кёртис в своём творчестве сосредоточен на позитиве, подчёркивает такие качества, как храбрость, нежность, смелость, эмоциональность и дружбу. Его интересует всё то хорошее, что есть в людях. Пусть в других фильмах людей рубят топором на куски!
Билл упоминает слово «топор», чем вызывает у меня моментальную ассоциацию.
Россия – страна Достоевского, мы тут иногда впадаем в депрессию.
А у нас в Англии то же самое! Ещё увидишь, как наши критики распнут «Рок-волну». Здесь, чтобы получить признание в кино, надо страдать. Похоже на то, как подростки красят спальни в чёрный цвет.
Правда что ли?
Ни разу не видела?
Да как-то пронесло!
Ну как же! Сейчас подростки обожают тему смерти. Не покрасишь спальню в чёрный – не будет у тебя девушки. И надо притворяться, что ты не любишь жизнь. Так, кстати, было с фильмом «Реальная любовь». Когда он вышел в прокат, все парни притворились, что он им не понравился. И все делали вид, будто не плакали в финале. Но на титрах бегом бежали в туалет вытирать слёзы!
О, да, прекрасный фильм был! Раз уж мы снова о нём заговорили — скажите, у Вас был какой-то персонаж, вдохновлявший Вас на роль Билли Мака? Может, какой-нибудь музыкант?
Пожалуй, какого-то конкретного музыканта не было. Но я был одержим рок-музыкой с того момента, как впервые её услышал. Так что я наблюдал за всеми этими парнями, английскими рокерами, всю свою жизнь. Поэтому Билли получился сплавом из разных людей.
Вообще, приятно видеть вас снова в... Как бы так выразиться... Человеческом обличье! Не проклятым пиратом, не зомби, не вампиром! Какой из всех фильмов был самым сложным?
Думаю... Наверное... Самым трудным фильмом для меня были «Пираты Карибского моря 2». Потому что съёмочный процесс был очень необычным. На мне была надета такая серая «компьютерная» пижама, вся утыканная датчиками. Лицо разрисовано белыми точками, фиксировавшими движения. Я был похож на какого-то адского клоуна! А потом мне показали фотографии существа, которое они должны были сделать. И это вроде как самое жуткое создание в океане. И говорят: «Мотор»! Так прошло несколько первых дней. А потом случилось страшное: меня познакомили с Джонни Деппом. Так вот, не знакомьтесь с Джонни Деппом, когда на вас надет самый дебильный в мире костюм! Понимаешь, он же самый красивый человек в мире. Это всем известно, так что я уже чувствовал себя неполноценным. Стыдно было ужасно! Иногда паришься насчёт своей внешности – как у тебя волосы уложены, как рубашка смотрится – но всё это абсолютно бесполезно, если рядом стоит Джонни Депп! Вот как раз в те дни, когда Джонни вышел на площадку, мне больше всего хотелось рвануть в аэропорт! Чтобы сниматься дальше, пришлось каждую минуту вспоминать про свой гонорар. Так что было довольно трудно. Всё, что я делал в театре, тоже давалось с трудом. Премьеры наносят настоящую травму.
Почему?
Почему? Ну ты попробуй поставить себя на моё место. Ты когда-нибудь играла?
Я работала на радио ди-джеем 10 лет.
Это не совсем то... На сцену выходила?
Выходила! Надо было вести всякие мероприятия.
Ну тебе вряд ли приходилось учить наизусть 2500 реплик! Потому что это настоящий кошмар! Поначалу безумно нервничаешь, а потом становится ещё хуже.
Вы снимались у Гора Вербински и Брайана Сингера. В чём разница подхода к работе американских и английских режиссёров?
Небольшая. Работают они примерно по одной и той же схеме, но в какой-то момент говорят «Мотор!» и надо играть. Вот разница между личностями есть. Правда, тоже не то чтоб огромная. Вот, например, в Англии режиссёры и актёры больше склонны репетировать сцену, прежде чем снимать. А многие американские актёры не доверяют репетициям. Думаю, они считают, что таким образом могут потерять спонтанность. Может, они и правы – не знаю. В Англии принято репетировать. Если, конечно, бюджет позволяет. Но в остальном – всё примерно то же самое.
Настало время проверить некоторые слухи.
Я слышала, Ричард Кёртис ваш сосед?
А я тоже слышал! Вообще-то нет. У меня был дом в Суффолке, неподалёку от него, мы иногда проводили какое-то время вместе, но нет, мы не соседи.
Ну вот, а я хотела узнать, что у Ричарда Кёртиса получается лучше – быть соседом или режиссёром. Но пропустим...
Не надо, я отвечу! Мне он нравится и так, и так. Это самый потрясающий человек из всех моих знакомых. Он блестяще пишет не только комедии, но и серьёзные вещи. К примеру, он написал сценарий к драме «Девушка из кафе», её снял Дэвид Йейтс. Он сейчас про Гарри Поттера снимает. Так вот, роль, которую я сыграл там, пожалуй, моя самая любимая. У вас в России показывали этот фильм?
Ой, нет-нет...
Попробуй найти его. Я обычно никогда не делаю подобных рекомендаций, но вот честно прошу – посмотри «Девушку из кафе». Моя лучшая работа.
Представьте, что Вам нужно выбрать карьеру. Музыка, кино или театр. Но что-то одно. Что выберете?
О, Боже, это тяжко... Попробую... Если бы у меня хорошо получалось, то я бы выбрал музыку.
Я так и знала! Билл, наше с Вами время на исходе – последний вопрос. «Битлз» или «Роллинг Стоунз»?
Очень сложно выбрать, потому что «Битлз» просуществовали всего ничего, а «Роллинги» и по сей день играют. Так что сравнивать их, конечно, нечестно, но я понимаю, к чему ты клонишь. Я фанат Роллингов.
Мистер Найи, ещё раз огромное спасибо за разговор, было очень приятно с Вами пообщаться!
Тебе спасибо! Ты откуда?
Из Санкт-Петербурга
Обязательно приеду к вам как-нибудь!
Ловлю на слове.
kinopoisk.ru |