"... Колоризуя фильм, мы привлекаем к нему дополнительное внимание зрителей, которые в иных ситуациях смотреть его не стали бы. Это очень важно, потому что современная молодежь практически не смотрит черно-белое кино. Я не говорю уже и о том, что «В бой идут одни «старики» многие из нынешних тридцатилетних и не смотрели".
В мае 2009 года российский телезритель увидел то, что в будущем, возможно, будет называться «Второй с половиной революцией в отечественном кино». После звука и цвета у него появляется... Снова цвет, но там, где его, по идее, не должно было быть — в советских черно-белых фильмах.
Когда-то Эйзенштейн обычной кисточкой покрасил флаг в «Броненосце «Потемкине», но после этого любые цветовые эксперименты с черно-белой фактурой считались в отечественном кинематографе делом сомнительным. Ибо в советской школе уровень преподавания теории изобразительной культуры был достаточно высок, поэтому редко случалось такое, что кто-то решал, что, мол, Дюреру или Фаворскому не хватало красок, а потому следует добавить в их работы жизни и яркости. Эстетика цвета также разнится с эстетикой монохрома, как проза с поэзией. Попытка раскрасить Вертова могла быть похожа на пересказ Хлебникова прозой или рифмование «Войны и Мира». Однако в эпоху постмодерна многое стало возможным.
За рубежом в разные года предпринимались попытки расцветить признанные шедевры – ту же «Касабланку», например, но цветные варианты классики всегда спокойно воспринимались зрителями.
В России после белого флага в «Армии Трясогузки», на котором было просто написано «Красный», больше экспериментов с цветом не случалось. До тех пор, пока практически одновременно не были показаны по российскому ТВ расцвеченные версии фильмов «В бой идут одни «старики» и «Семнадцать мгновений весны». Тут-то зрители и узнали, насколько раньше трава была зеленее…
Общественный резонанс получился настолько сильным, что мнение о том, хорошо это – разукрашивать кино – или плохо, стали иметь даже те, кто такого кино ранее и не видел.
Чтобы восстановить справедливость и расставить все точки над i, Кинопоиск разыскал ответственного за первую ласточку цветного черно-белого кино – продюсера колоризации фильма «В бой идут одни «старики»» Игоря Лопатенка, генерального продюсера компании Grading Dimension Pictures — и спросил у него то, что так долго всех интересовало...
Игорь, говорят, что у вас в активной работе по колоризации уже запущено в работу несколько картин? Похоже, вы нашли себе хороший бизнес?
Ну, не могу сказать, что мы зарабатываем миллионы, но каждый фильм позволяет относительно быстро себя окупить – буквально в течение нескольких месяцев - и даже получить некоторую прибыль.
А как быть с творческой составляющей? Ведь считается, что фильмы выглядят так, как задумывались авторами, а вы берете и разукрашиваете их…
Не совсем так. Многие фильмы из тех, над которыми мы сейчас работаем, изначально задумывались авторами как цветные, но по каким-то причинам ими не стали. То, что «В бой идут одни «старики»» Леонид Быков задумывал цветным – известный факт, и то, что ему просто не дали пленку – доказанный факт, поэтому в каком-то смысле мы нашей работой восстанавливаем историческую справедливость. А вот, вы знаете, например, что Эльдар Рязанов сам с 1992 года собирался колоризировать «Берегись автомобиля»? Уже были готовы сториборды с подробным описанием — как что должно выглядеть вплоть до телефонного аппарата, но что-то тогда не пошло, и вот только сейчас мы этим занимаемся.
Какие фильмы вы планируете оцветить?
Все, к сожалению, не могу озвучить – договоренности с партнерами. Но могу сказать, что мы работаем над семнадцатью картинами, из которых уже сейчас можно говорить о «Берегись автомобиля», «Золушке», «Я шагаю по Москве»…
(Почти в обмороке) «Золушка» как раз является одним из тех фильмов, колоризации которого боишься больше всего. Кто тот художник, который будет подбирать цвета? Взяли бы его в съемочную группу «Золушки», живи он в то время? Ведь даже в черно-белой палитре «золушкин» художник смог в театральных декорациях сделать потрясающе яркую картинку. Что с ней будет в цвете?
Зря вы боитесь. Я видел уже готовые фрагменты «Золушки», она будет шедевральной, поверьте! Такого никто еще не видел – ни на Западе, ни в России.
А зачем вообще разукрашивать кино? Чем оригиналы-то плохи? Почему нельзя их просто восстановить?
Кино и так восстанавливают, в том числе и наши партнеры, а наш проект уникален как раз тем, что объединяет силы лучших специалистов в России и Америке — это во-первых. Мы создаем новое качество известного всем продукта, даём практически вторую жизнь старым черно-белым кинолентам – два. В-третьих, колоризуя фильм, мы привлекаем к нему дополнительное внимание зрителей, которые в иных ситуациях его смотреть не стали бы. Это очень важно, потому что современная молодежь практически не смотрит черно-белое кино. Я не говорю уже и о том, что многие из нынешних тридцатилетних не смотрели, например, «В бой идут одни «Старики». И потом, просто восстановленные фильмы, увы, не пользуются таким спросом, как хотелось бы. Мы некоторое время назад восстанавливали и «Тени забытых предков», и «Белую птицу с черной отметиной» - увы, но эти фильмы не находят своего зрителя даже на DVD: продажи катастрофически низкие. Вместе с тем, когда мы выпустили «Стариков», цветная версия, конечно, хорошо стала продаваться, но продажи черно-белой оригинальной версии выросла в разы. То же самое я слышал про «Семнадцать мгновений весны».
Хорошо, ну а как же быть с эстетикой черно-белого кино?
Я сразу хочу обратить внимание на один момент: вы относитесь к фильмам как к искусству, а мы – как к продукту культуры. Тарковский говорил о черно-белой эстетике там, где она у него была. Но Тарковский – пример неуспешного зрительского кино, его фильмы не были успешным продуктом. Он не получил зрительского признания. Многие другие авторы в ч\б снимали по другим причинам – например, когда пленки не было или другой не давали. Поверьте, многие фильмы не задумывались изначально как черно-белые. Если зритель боится потерять оригинальный фильм, то хочу сказать, что мы будем издавать BluRay, там будут обе версии фильмов – и оригинальная черно-белая, и цветная. Потом, мы стараемся все-таки соблюдать интересы авторов, и в случае, если они или их наследники или против цветной версии, то мы, по всей вероятности, не будем её делать. Но, хочу еще раз заметить, колоризация фильмов – не такая уж редкая вещь. Вы бы видели, каков Куросава в цвете!
Вообще я глубоко убежден, что кино по своей сути – это, прежде всего, развлечение. Для максимального эффекта оно должно задействовать органы чувств зрителя. Цветная картинка передает зрителю больше информации, больше нюансов, оттенков, акцентов. Если фильм уже в 3D, то зритель больше вовлечен. Вообще, идеальное кино должно быть шестимерным – для полного погружения зрителя.
Не боитесь переборщить и сделать неадекватный продукт?
Мы, прежде всего, стараемся не навредить фильмам, с которыми работаем. Ведь у колоризации есть такой тонкий момент, что когда зритель смотрит даже черно-белую картинку, у него в голове все равно возникает некое представление об исходном цвете, и вот здесь главное, чтобы не было отторжения. Если отторжение есть – все, конец, зритель потерян. Если отторжения нет, то уже через пять-шесть минут после начала просмотра он уже не обращает внимания на цвета. Вот я, например, извините за, может, некорректное сравнение, никогда бы не воспринял Шелленберга в коричневых штанах.
Когда мы делали «В бой идут одни «старики»», мы привлекли огромное количество специалистов-консультантов – от военных историков до участников съемочной группы фильма, провели колоссальное исследование, как и что должно выглядеть. И, конечно же, обнаружили большое количество неточностей и в самом фильме, так что нам в каком-то смысле было вдвойне тяжелее – нужно было не только восстановить реалии 1943 года, но и показать их сквозь призму съемок 1972-го.
А картинку такую блеклую у «Стариков» сделали - чтобы глаз не цеплялся за непривычно яркие цвета?
Ну, мы могли сделать любую цветопередачу – мог получиться такой Голливуд, такой Kodak. Однако на момент съемок фильма на студии Довженко использовали немецкую Agfa – это малоконтрастная пленка, её цвета по динамическому диапазону и качеству насыщенности должны были быть именно такими, какие вы видите. Может быть, мы даже немножко перестарались, но у нас по цвету был прекрасный референс – снятый Леонидом Быковым через три года в цвете фильм «Аты-баты, шли солдаты…», по которому мы получили четкую цветоустановку того времени.
Насколько дорогим оказывается проект?
По-разному. «В бой идут одни «старики»» обошелся примерно в $ 500 тыс. В среднем, одна минута колоризации стоит 3-5 тысяч, плюс есть еще множество дополнительных затрат – те же исследования, например, могут быть очень недешевыми…
А откуда инвестиции, если не секрет?
У нас преимущественно частные инвесторы.
Они довольны результатом?
Конечно! Иначе мы бы не начинали следующих проектов, и я не состоялся бы как продюсер. Мы и сами довольны. Во время показа «Стариков» по Первому каналу 9 мая при доле канала 13,9% на начало показа фильм смотрело 39%, на конец – 44. Выше рейтинг был только у Парада Победы. Для нас это очень хороший результат.
А как вы вообще зарабатываете на тех фильмах, которые колоризуете?
Это, прежде всего, продажа эксклюзивных прав на телевидение – в Россию, Украину, Белоруссию, потом мы продаем DVD-права в разные страны, скоро попробуем кинопрокат организовать.
А как же вы столько прав получили?
Сейчас могу сказать только про «Стариков». Когда мы выиграли тендер на колоризацию фильма в конце 2008 года, Министерство культуры Украины, которому принадлежат права на всю продукцию студии имени Довженко, передало нам на пять лет все права, чтобы у нас была возможность окупить затраты на восстановление.
Не боитесь провала в кинопрокате?
Наши партнеры считают, что фильмы прокатываться не будут. Я же убежден, что у восстановленных фильмов есть огромный зрительский потенциал. Знаете, ведь есть же те, кому эти фильмы интересно посмотреть на большом экране: это и те, кто просто знает и любит эти фильмы, но это и молодежь, которой, может быть, будет интересно посмотреть в кино и в цвете то, что они, может быть, не смотрели в черно-белом варианте. Пользуясь случаем, я бы хотел спросить у читателей КиноПоиска:
А вы пойдете в кино на классику советского кинематографа? Будете смотреть «Белое солнце пустыни», «Офицеров», «Чапаева»?
Вот я бы пошел…
Я бы и сам пошел! Видели бы вы «Стариков» на большом экране! Когда мы показывали его в кино в Киеве, люди из зала выходили со слезами на глазах.
Но одновременно я немного боюсь того, что разукрашенные фильмы, хоть и будут хорошими, но будут очень далеки от первоисточника…
А вы просто относитесь к ним как к своеобразным ремейкам, тогда все станет на свои места.
Кинопоиск напоминает, что это было интервью с продюсером Игорем Лопатенком, и отдает себе отчет в том, насколько сильно обычно отличается producer’s cut от director’s cut, то есть продюсерское видение от режиссерского. Также мы понимаем чувства поклонников киноклассики, которые опасаются того, что в погоне за красотой, старое кино будет похоже на особняк Рябушинского после «свеженького евроремонта», и, тем не менее, надеемся и верим в торжество здравого смысла.
kinopoisk.ru |