После просмотра картины «Пушкин. Последняя дуэль» у корреспондента «Интересного Кино» Влады Огневой состоялась беседа с режиссером и сценаристом фильма Натальей Сергеевной Бондарчук, а также актерами Юлианом Макаровым и Евгением Стычкиным, которые в некоторой степени помогли разрешить недоумение, вызванное картиной, ответив на ряд вопросов. Большинство из них были, конечно, адресованы создателю картины, Наталье Бондарчук:
- Основной вопрос, возникающий после просмотра: «Для чего и для кого снята эта картина? Является ли этот проект коммерческим, просветительским, либо же вы относитесь к нему как к произведению исскуства?» - Ответить на этот вопрос не так просто, давайте начнем по порядку: сейчас есть два основных направления в кинематографе. С одной стороны есть массовая культура, которая собирает кассу. На такое кино идет воспитанный на потребительской культуре зритель, так сказать «попкорновый». А есть другое кино – фестивальное, от которого открещивается прокат и которое не попадает к широкой аудитории. Хотелось бы нарушить эти рамки и донести хорошее кино до массовой аудитории. И, конечно, мы очень рассчитываем на молодежь. Очень хотелось бы, чтобы она посмотрела эту картину.
- Почему такая тема? - Я зaнимaюcь этoй тeмoй много лeт, не считая того, что любила Пушкина с детства. Я прочла бoлee двyx тыcяч книг, изyчила вcю пepeпиcкy Гeккepeнa c Дaнтecoм, пoнялa, чтo oни винoвны нe тoлькo в cмepти Пyшкинa, нo и в pядe пoлитичecкиx coбытий, имeвшиx нeгaтивныe пocлeдcтвия для Poccии, речь идет об иностранной интервенции и о войне. Я занималась Пушкиным многие годы, в фильм о нем я вложила все, что знаю.
- Скажите, а как попала в картину Анна Снаткина? - Вы знаете, я очень долго проводила кастинг, просмотрела достаточно много молодых актрис, и никак не могла найти подходящую кандидатуру. Многие из них были очень выразительны, но слишком современны. Когда я увидела Аню, я поняла, что она очень хорошо подойдет. Она мне рассказала, как она росла, как раз в тех местах, где прошло детство Пушкина, и вела себя так просто. А её высокий чистый лоб, точно как у Натальи Гончаровой... Я очень долго искала такой типаж. Мне кажется она отлично справилась, и с Сережей у них получился великолепный дуэт.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как велись съемки? - Cъeмки вeлиcь и в Mocквe, и в Пeтepбypгe, мнoгo paз ocтaнaвливaлиcь из-зa нexвaтки дeнeг, и других проблем. Мне помогало огромное количество людей. Когда в Петербурге нам нужна была массовка, я сделала заявление по телевидению, и люди пришли! А было, между прочим, минус двадцать пять. Я очень боялась, что никто не придет. А собралось около тысячи человек. У нас даже не было возможности одеть массовку в исторические костюмы, и в своем обращении я просто описала, как надо одеться.
В конце нашего фильма очень длинные титры — хотелось поблагодарить всех, кто внес свою лепту в его создание. Можно сказать, что фильм получился действительно народным, потому что простые люди внесли свою лепту в его создание. Особенно хотелось бы выразить признательность оператору Маше Соловьевой и моему сыну, Ване Бурляеву, они очень мне помогали и поддерживали в течение всего этого трудного периода.
- Правда, что часть съемок велась в кабинете Пушкина в его музее Петербурге? - Да, хранительница музея-квартиры Пушкина на Мойке Галина Седова согласилась на съемки в кабинете поэта, правда, сначала она прятала ценные предметы интерьера, боялась, чтобы они ненароком не пропали после присутствия такого количества людей, но потом постепенно стала их расставлять по своим местам, и, в итоге мы получили точно воссозданный интерьер кабинета.
- Почему Безруков? - Я подумала, что он должен справиться с этой ролью. Вы знаете, Саша так выкладывается на съемках: кажется, что он забывает, что он смертен. Особенно это видно в сцене на лестнице с Геккереном, который только что вручил Наталье компрометирующую записку. Если он берется за что-то, он делает это до конца. Я думаю, что он справился с ролью, и могу сказать, что он был соавтором фильма, приняв участие в творческом процессе, а не просто делая то, что требует от него режиссер.
- Какие средства помогли снять картину? - Если вы заметили, бюджет картины оказался не слишком большим. Но, повторюсь, мне помогало огромное количество людей, которые почувствовали важность этого фильма.
- Мне показалось, что в фильме присутствует персонаж, выражающий авторскую позицию… - Да, конечно это полковник Галахов, которого играет Виктор Сухоруков. Мне кажется, он был одним из немногих, кто проник в суть истинной причины гибели Пушкина.
- Отношения Пушкина и императора считаются историками достаточно сложными. В Вашей картине есть примеры и положительного отношения царя к поэту и отрицательного. В какой момент произошел переход от одного к другому? - Изучив достаточно большое количество материалов, я могу сказать, что, по моему мнению, дружба Пушкина с царем действительно имела место быть, а прекратилась она в то время, когда Пушкин был допущен в императорские архивы. В фильме этот момент отражен, может быть не слишком явно.
- Скажите, какова будет дальнейшая «прокатная» судьба фильма? - Одновременные показы картины начались первого декабря в тридцати трех городах России. К тому же фильм ожидает и телевизионная трансляция. Её планируется проводить ближе к 170-летнему юбилею поэта в 2007 году.
- Как вы считаете, понравился бы фильм Александру Пушкину? - Это прозвучит невероятно, но фильм Пушкину уже понравился. Объясню, как это случилось. Так вышло, что до официальной премьеры состоялся целый ряд закрытых просмотров фильма. И первый из них был в Калифорнии, куда нас пригласили на небольшой Пушкинский фестиваль. А одним из первых зрителей фильма “Пушкин. Последняя дуэль” стал Саша Пушкин, последний на Земле потомок Александра Сергеевича, который живет в Бельгии. После просмотра картины он сказал мне: “Я полностью разделяю вашу концепцию гибели Александра Сергеевича. Думаю, что так это и было”.
- А что насчет триптиха? - Да, действительно, картина "Пушкин. Последняя дуэль" часть будущей трилогии — Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Я уже приступила к съемкам второго фильма из этого цикла. Лермонтова там тоже играет Евгений Стычкин. А фильма о Гоголе вообще никогда не было. Между тем это очень интересная тема, Гоголь – мистический, таинственный персонаж. Мой выбор не случаен: Пушкин, Лермонтов и Гоголь связаны с эпохой, которая зовется Золотым веком русской культуры, а этот период породил настоящих гениев. Мне кажется, Золотой век – самый важный период в русской культуре и я не могу просто так расстаться с этой темой.
- Кто же будет играть Гоголя? Сложно представить себе человека из нашей актерской среды, кто бы мог это сделать. Неужели Хабенский? - Нет, не угадали. Это пока секрет. У меня есть две кандидатуры. Могу только сказать, что основной проблемой в данный момент является, конечно же... нос. Но мы эту проблему решаем.
interkino.ru |