Поговорим сегодня о пиратстве в интернете. Есть такое общее мнение в рассуждениях многих уважаемых людей, что пиратство есть зло, что продажи альбомов падают от скачивания в интернете песен. Падают, но не продажи.
На сайте MTV.com появился интересный доклад Гарвардской бизнес-школы, в котором говорится, что понижение спроса на музыкальную продукцию не связано с количеством скачанного из Сети контента. Проанализировав статистику скачиваний и продаж, они пришли к фантастическому для многих непосвященных выводу.
5000 скачиваний приводят к уменьшению продаж одного альбома всего лишь на одну копию. Например, продажи CD в период с 2000 по 2002 год должны были бы упасть на 2 млн. копий. В действительности, они упали на 139 млн. копий. При этом продажи видеофильмов, программного обеспечения и видеоигр (которые тоже могут быть скачаны из Сети) в этот же период времени постоянно росли.
Так что же падает? Падают доходы медиаимперий. По итогам 2003 года упали доходы практически всех мейджоров мирового шоу-бизнеса, от EMI до Universal. Речь прежде всего о музыкальной индустрии. При этом в валовом исчислении продажи альбомов почти не падают. Если же включить в эти цифры еще данные по продажам DVD, самого быстрорастущего сегмента рынка носителей, то получится увеличение продаж альбомов как минимум в 1,2 раза.
А вот маржа на одном экземпляре альбома упала. Произошло то, что давно предсказывали все разумные аналитики. Гонорары артистов не изменились в размере, а маржа мейджора упала. При этом часть убытка уже скомпенсирована увеличением оборота.
В российском шоу-бизнесе пока считать деньги от продаж DVD просто некорректно. Не потому, что их мало, а потому, что легальные DVD просто некому покупать (при цене 20-25 евро за диск). Мейджоры скрипя зубами позволили продавать своих контрагентов на CD по специальным ценам для СНГ. Но на DVD это разрешение пока не распространяется.
Более того, даже хваленые российские пираты не покрывают всех потребностей российских слушателей в DVD альбомах мировых звезд. Их мощности загружены копированием американских блокбастеров. Топ-менеджерский состав пиратских фирм, если позволительно так выразиться, - нынешние или бывшие сотрудники ФСБ или МВД. Их креативный подход не выходит за пределы десятки американского кинопроката по Биллборду. Пока, по крайней мере.
Но что же наши российские артисты? Как страдают они от файлообменных сетей? Ответ почти прост. Никак не страдают.
Большинство продакшн-компаний сами отдают альбомы своих контрагентов на дистрибуцию в платные музыкальные сервисы, например в RMP. И артисты получают свой компенсационный пакет. Пиринговые сети распространены у нас мало, по причине медленных интернет-каналов у подавляющего большинства пользователей в России. А вот free-FTP серверы с MP-3 файлами весьма неприятны для российских продакшн, и руками разного рода ассоциаций по защите авторских прав их ежедневно вычисляют в сети и мгновенно закрывают.
Резюмируя, нет никакой опасности для несчастных российских поп-звезд в скачиваниях их нетленных творений через интернет. На этом этапе развития интернета в стране. А для неформатных исполнителей, вроде этники, интернет остался единственной возможностью пробиться на компьютер слушателя.
Особенно, если этот слушатель из российской глубинки. Куда даже поп-артисты не дочешут чесом... |