Примечание к интервью: Женя Лазаренко (Ж.Л.) ("МультFильмы") / Epiphone DOT; Гарик Мамаев (Г.М.) ("Lumen") / Guild Bluesbird AAA; Евгений Левин (Е.Л.) ("Алиса") / Gibson Firebird и Ibanez Joe Satriani.
Сколько лет уже играешь в своем коллективе?
Ж.Л.: В "МультFильмах" я играю уже шесть лет. Г.М.: Зимой будет семь лет, как играю в группе "Lumen". Но поскольку название у нас не сразу появилось, а играю я с самого начала, то чуть больше получается. Около восьми лет где-то. Е.Л.: Вообще, я точный отсчет не веду. С альбома "Пляс Сибири на берегах Невы". Сразу после него я и начал играть в "Алисе". Альбом вышел в 1998 году, значит уже шесть лет.
Как получилось, что стал играть именно на гитаре? Ж.Л.: В одиннадцать лет я впервые взял в руки гитару, и с тех пор ее из рук практически не выпускаю. Я, правда, до этого еще учился на фортепиано играть. А почему именно на гитаре… "МультFильмы" тогда гитариста искали, а я как раз был свободный гитарист. Г.М.: Я изначально учился играть именно на гитаре. Все, что с группой связано, гораздо позже произошло. Я отдыхал в пионерском лагере, и там был концерт, на котором какой-то человек с девочкой что-то играли на гитаре и пели. Вот этот момент на меня произвел большое впечатление. И еще есть такой человек - Костя Данилов. Он подсадил меня на всю эту гитарную тему. В том же пионерском лагере. И так меня это зацепило, что я начал сам учиться играть. Е.Л.: Меня научили в детстве. Потом я играл в группе "НЭП", в "Дубах-колдунах". После армии пригласили, а до армии я сам бренчал на гитаре. :)
Помнишь ли свою первую гитару, и сохранилась ли она у тебя до сих пор? Ж.Л.: Первая акустическая гитара была фабрики Луначарского. Это в Питере есть такая фабрика. А первую электрогитару мне родители подарили на день рождения. Советская гитара под названием "Стелла". Стереофоническая. Там был такой интересный момент: почему стереофоническая. Там можно было по каналам стерео развести: либо три струны в одном канале, три струны в другом, либо по два звукоснимателя в каждый из каналов. Т.е. четыре звукоснимателя было: два в один канал, два в другой. Я на ней проиграл довольно долго, где-то лет до девятнадцати, наверное. Потом продал за 160 рублей. Так что, к сожалению, она не сохранилась. А такой бы артефакт был офигенный. Это очень прикольная гитара, кстати, была. У нее был хороший звук сингловый. Г.М.: А у меня первая гитара до сих пор сохранилась. Мне ее тоже подарили родители на какой-то очередной день рождения спустя год-полтора после того, как я начал учиться играть, когда у меня стало что-то получаться. Акустика самарского производства. На самом деле, полено полное. Но я в ней много всего переделал, получилось очень даже ничего. Мне папа помог собрать звукосниматели, и на ней я и играл. На акустике со звукоснимателями через магнитофон "Агидель". Звучало круто. Еще с таким жестким перегрузом, т.к. магнитофон еще и работал как своеобразная примочка. Е.Л.: А я уже даже и не помню. Наверное, акустика за 16 рублей. Какая-то совковая такая гитара. Она у меня не сохранилась, конечно.
Умеешь ли играть на каком-либо другом инструменте? Ж.Л.: В принципе, я играл еще в других группах на басу, на клавишных и пел. На барабанах я тоже играл, но это несерьезно было совсем. Г.М.: Нет, не играю. Жуткое желание научиться играть на фортепиано. На барабанах. На басу вот умею немножко, но не сказал бы, что очень хорошо. Е.Л.: Я окончил музыкальное училище, в Консерватории учился по классу валторны. Так что, получается, что умею.
На какой гитаре тебе хотелось бы играть в идеале? Ж.Л.: Я бы хотел иметь несколько гитар. Потому что, чтобы одна какая-либо гитара меня удовлетворила полностью, такого нет. Два классических инструмента я хотел бы иметь: Gibson Les Paul для создания жирного, густого звука и Fender Telecaster для звенящего. У них разный звук и поэтому такой вот выбор. Одним обходиться как-то не очень. Г.М.: В принципе, тот инструмент, что у меня сейчас, меня полностью устраивает. Хотелось бы, может быть, еще несколько инструментов в дополнение к нему. Хотелось бы американский старый Fender Stratocaster года этак 69-го. Gibson тоже какой-нибудь старенький. Потом хотелось бы гитару Gretsch. Тоже такая отличная старая фирма. На ней "The Beatles" играли и еще много кто. И акустику какую-нибудь хорошую. Например, тоже Gibson. С толстым корпусом. Старинную. Типа как играют кантри-вест. И с западным хорошим звуком. Знаешь, почему именно старые? Потому что они звучат все по-особенному. Новые инструменты - это все немножко не то, потому что делаются на заводах, их роботы собирают. А раньше гитары делали вручную, звукосниматели наматывали вручную, и каждый инструмент был каким-то индивидуальным. И звук был другой, т.к. проволока была другая и магниты тоже. У них свое характерное звучание. И они сделаны очень честно. И со временем с ними ничего не будет, они супернадежные. Как вино: от года к году только лучше становятся. Если за ними ухаживать. Е.Л.: Играть в идеале? Есть. Обе гитары, на которых я сейчас играю. :)
Много ли гитар ты поменял за свою карьеру? Ж.Л.: Штук, наверное, пять-шесть. Сейчас вот у меня шестая. Г.М.: Ну, самая первая была акустика, которая до сих пор дома висит на стенке. Потом у меня была такая гитара - Musima. Но я в ней тоже все переделал. После нее была гитара местного уфимского мастера. Ее я тоже разобрал, всю переделал, сам все до болтика собрал. Какое-то время на ней играл. Потом была гитара Epiphone, какая-то дешевая, но я на ней не играл практически. А еще до нее я купил Ebanez, в котором тоже полностью поменял всю электронику, на нем я очень долго играл. Потом в итоге все это продал. Купил свой нынешний инструмент, а на те деньги купил кучу всяких приборов. Приборы очень хорошие, мирового уровня, и позволяют очень достойно звучать инструменту. На самом деле, у меня есть желание, когда у меня будет достаточное количество финансовых ресурсов, пойти и скупить все свои гитары. Я примерно знаю, где они у нас в городе находятся. Чтобы они висели где-нибудь на стенке на память. Е.Л.: Не особо много. Как-то не попадалось такого инструмента, чтобы очень уж нравился. Вот попалась пара, на которых сейчас играю, их и приобрел. А так, немного гитар сменил. С десяток, наверное.
Помнишь, какую песню сумел сыграть хорошо самой первой? Ж.Л.: Самой-самой первой? Это была песня "Плоскость" группы "Аквариум". У меня тогда еще даже своего инструмента не было. Я услышал песню на пластинке "АССА". Я взял гитару, сам зажал аккорды как надо, и сам подобрал ее целиком. Мне никто не показывал, как надо ее играть. Мне было десять лет. Г.М.: А я не помню какую. Я очень много в то время подбирал из группы "Кино", так что, наверное, это было что-то оттуда. Вообще, первый гитарист, который меня так конкретно зацепил, это был Юрий Каспарян. Нельзя сказать, что он очень техничный. Но я не люблю таких гитаристов - клоподавов - которые играют две тысячи нот в минуту, а в итоге такая фигня получается. Я люблю таких, что сыграют две-три ноты, но так, что за душу берет. У Каспаряна, например, своеобразная манера игры, мне она очень нравится. Е.Л.: Это было еще в ту пору, когда я просто бренчал на гитаре. Но я свои песни бренчал. :) Чужие, правда, тоже какие-то пытался играть. "Аквариум", например.
Есть ли какие-нибудь забавные или интересные истории, связанные с твоим сегодняшним инструментом? Ж.Л.: С сегодняшним - таких, пожалуй, историй нет. До этого у меня было два инструмента особенных. Китайского производства. :) На них было играть сложно, но можно. По крайней мере, предыдущие альбомы группы "МультFильмы" были записаны на этих инструментах. А прикольное что-то… Самое прикольное - это когда струны рвутся, и пытаешься на оставшихся струнах сыграть то, что нужно. Но это на всех гитарах случается, т.к. от струн зависит. Г.М.: Есть история, но она не смешная. Я инструмент уронил и теперь на ней есть вмятина. Отметина такая. Но это делает его более уникальным. Их и так мало в России. Мне сказали, что таких инструментов около десяти в России, а в мире их выпустили всего около тысячи штук. Хотели выпустить серию в сто тысяч гитар, но выпустили в районе тысячи и сняли с производства. У меня шестьсот какой-то по счету инструмент. Причем, их вручную делают. На самом деле, инструмент-то это достаточно именитый. На таком Джимми Пейдж играл. Там датчики фирмы "Seymour Duncan" были под него специально сконструированы, или он на них играл. Как-то так. Моя модель 50-го года, ее тогда придумали. А сейчас возобновили выпуск, выпустили маленькую серию, и опять прекратили. Е.Л.: А у меня каких-то особых историй нет. В принципе, у меня достаточно старые такие инструменты. Но истории их я, например, не знаю. Есть у меня, правда, прибор Triaxis - усилитель - вот он мне достался интересным образом. Я его купил у Кавалера. Это вокалист и гитарист "Сепультуры". Вот он мне от него достался.
Не жалеешь, что стал именно гитаристом? Ж.Л.: На самом деле, у меня любимый инструмент - это все-таки бас-гитара. Считается, что бас-гитара - это самый сексуальный инструмент. :) На самом деле, бас - это далеко не "до-ре, до-ре". Хотя мои любимые инструменталисты - это все-таки гитаристы. У некоторых из тех, кто мне нравится, я эту свою манеру и перенял. Возможно, если бы я позанимался и у меня был нормальный инструмент, то стал бы басистом. Но вот, кстати, на записи группы "МультFильмы" я даже на басу играю. Г.М.: Нет, я не жалею абсолютно. Хотя так получается, что гитаристы и барабанщики - самые попавшие люди. Им больше всего надо таскать всякой аппаратуры. :) Е.Л.: Нет, не жалею. Отлично очень получилось.
Какую роль играет вообще и в вашей группе гитарист? Ж.Л.: Изначально группа "МультFильмы" себя позиционировала, как гитарный коллектив. Так как гитара в составе группы одна, соответственно, "МультFильмы" - это мой коллектив, раз уж он гитарный. :) Тимофеев тоже раньше играл на гитаре, но я настоял на том, чтобы он больше не играл. :) Потому что она у него расстраивалась часто. А вообще в группе… Гитарист должен занимать в группе основополагающее место. Потому что солист - он фронтмен, лицо группы. А гитарист обычно - серый кардинал. Ну, я не могу себя назвать, конечно, серым кардиналом… Серый кардинал никогда не заявляет об этом открыто. :) Г.М.: Не знаю. У нас в группе "Lumen" все играют равные роли. Потому что если любого человека убрать из коллектива, то все развалится как карточный домик. А вообще… Не знаю. Музыка у нас все-таки гитарная. Но бас-гитара - тоже гитара. Гитара, наверное, - это связующее звено между всеми остальными. У нас в группе, например, нет понятия "соло-гитарист" и т.п. Я все играю. Мне кажется, эти разделения на "соло" и "ритм" уже в прошлом. Е.Л.: Уравновешенную. :) Хотя, в принципе, гитарист должен на гитаре играть. Это его основная обязанность. :) Остальное все вторично.
А какое место занимает солист? Ж.Л.: Фронтмен? Он впереди. Г.М.: Солист? Знаешь, я не заражен этими стереотипами, что солисты - это фронтмены, обязательно лидеры группы и вообще военачальники. Солист занимает место такое же, как и все музыканты. У каждого своя роль, и она по-своему ценна. Нельзя сказать, что человек, который поет, - это монстр рока, а остальные - это ничто. Или наоборот, что барабанщик, например, - это суперстар, а остальные к нему прилагаются. Знаешь, иногда получается, что есть коллективы, в которых играют какие-то клевые музыканты. Они сами по себе очень круто играют, а когда собираются в коллектив, получается как-то не очень. А у нас наоборот. Мы каждый сами по себе очень средненько играем, я считаю, но когда вместе, то что-то получается. Е.Л.: Основное. :) Главное даже. :)
Кто же такой фронтмен и есть ли он в вашей группе? Ж.Л.: Сейчас, на самом деле, у нас группа, а не группа и фронтмен. Потому что было время, когда были "Егор и мальчики". :) Точнее, даже мальчики и девочка. :) Г.М.: Я не знаю, кто это. Это не у меня надо спрашивать. В группе "Lumen" его нет. Что значит фронтмен? Это человек, который стоит впереди, если перевести. Если у нас Денис сидит за барабанами сзади, то он уже не участник коллектива или не хороший музыкант? Это все фигня. Географическое положение на сцене ничего не меняет. У нас в стране еще присутствуют какие-то стереотипы в этом плане. За границей, например, иногда ставят всех в один ряд: и солиста, и басиста, и ударника - всех. И они все, получается, фронтмены. Опять же, вот это мнение людей о том, что есть фронтмен и остальные музыканты, оно может ведь повлиять и на отношения в группе. Если, например, солист поверит, что он звезда, а остальные поверят, что их никто не ценит, то начнут возникать конфликты и недопонимания между музыкантами. Это неправильно, это нарушает человеческие отношения между людьми. Все должны общаться на равных. Тогда все будет нормально. Е.Л.: В "Алисе" фронтмен есть, конечно. У нас Костя - фронтмен. Вообще, в переводе фронтмен - это то, кто впереди стоит. Он на виду всегда. Это тот, кто привлекает к себе наибольшее количество внимания в процессе концерта, я так понимаю. В нашей стране кто поет, тот и говорит от лица группы, тот и фронтмен. Видишь, какая ситуация. Вспомнить хотя бы группу "АукцЫон". Там интервью всегда давали два человека, не имеющие отношения к созданию музыки - Гаркуша и Веселкин. Они на всех пресс-конференциях, во всех интервью участвовали. Гаркуша так и есть лицо группы. Хотя вся музыка там Лени Федорова, тексты - Димы Озерского. Вот тебе пример русского фронтмена. Кто у микрофона, тот и главный.
Существует мнение, что солист пишет стихи, а гитарист музыку. Так ли у вас? Ж.Л.: Нет, у нас не так. Хотя, обычно самое плодотворное сотрудничество именно так и выглядит. Но у нас не так. У нас Егор пишет целиком песню, а потом вся группа ее аранжирует. Хотя в последнее время был момент, когда мы все вместе писали музыку, а Егор потом на готовую музыку писал тексты. Г.М.: Нет, не всегда так. Тексты у нас пишет действительно Тэм, так как мы трое вообще не пишем стихов. Каждый человек должен заниматься делом, которое у него получается лучше всего. Если я, например, начну писать стихи: "Сегодня плохая погода, Дождь, снег. Зачем ты ушла? Я так несчастен" или еще какую-нибудь ахинею, а Тэм будет играть на гитаре три блатных аккорда, и мы будем с такой программой выступать, то люди, которые нас слушают, просто схватятся за голову. Каждый должен заниматься своим делом. Если у тебя это хорошо получается, то это твое. А если у тебя хорошо получается одно, а ты пытаешься делать что-то еще, причем хуже и в ущерб первому занятию, то, я считаю, что это напрасная трата времени. У нас в коллективе все происходит следующим образом. Сначала возникает какая-то музыкальная идея, какая-то тема, музыкальная зарисовка. А потом она обрастает каким-то музыкальными ходами, аранжировками и всем остальным. Причем идея может быть принесена кем угодно. Мы всегда только рады, когда кто-то из нас принес новую идею и сказал: "Давайте с ней что-нибудь сделаем". Денис, правда, обычно идеи не приносит, но это не значит, что он не придумывает музыку. Можно написать, что музыку написал какой-то определенный человек, но это должно означать, что он все придумал, расписал партитуры, принес и каждому сказал, как играть. А так как мы все принимаем участие в создании конечного творения, то мы все принимаем участие в придумывании музыки. Каждый пропускает музыку через себя, добавляет в нее частичку своего внутреннего мира, и в итоге получается единое целое. Е.Л.: А у нас и так бывает. По всякому получается. У нас Костя много пишет. И тексты, и музыку тоже. Не всегда, конечно. Но часто приносит уже полностью песни. А мы уже его мелодию аранжируем, переделываем ее по-хитрому.
Существуют ли какие-либо качества, без которых невозможно стать хорошим гитаристом, кроме умения держать в руках гитару? Ж.Л.: Во-первых, естественно, музыкальный слух. Нужно не только уметь пальцами двигать, но и придумывать что-то. Есть очень много техничных гитаристов, которые очень быстро двигают пальчиками по грифу. А мне вот нравятся гитаристы, которые играют скупо, но, как говорится, в кассу. Я, например, не согласен, что обязательно музыкальное образование. Оно, может быть, желательно, но при этом человек должен иметь свою голову на плечах. Потому что оно некоторым образом "зашоривает" музыканта. Но чаще всего интересные инструменталисты - это все-таки самоучки. Еще мышление музыкальное у гитариста должно быть глобальным. Мыслить нужно аранжировками. Придумывая какие-то партии, я все равно мыслю аранжировками целой группы, а не отдельно своей партией. Когда ты пишешь песню, то стараешься представить ее себе целиком. Потому я считаю, что гитарист, как основной мотор группы, должен мыслить мышлением групповой аранжировки. А не просто уметь бренчать в такт. В первую очередь надо иметь голову на плечах. Г.М.: Что значит - умение держать гитару? Она висит на ремне. :) Во-первых, ценятся, наверное, гитаристы, у которых своя узнаваемая манера игры. Во-вторых, конечно, всякие музыкальные моменты. Чтобы гитарист играл ровно, не выпадал из коллектива. Чувство ритма должно быть. И такое ценное качество, как универсальность. Не знаю, как точнее выразиться. Если не брать в рассмотрение соло-гитаристов, на которых практически работает весь коллектив, то гитарист - он как шпаклевщик. Все что-то там творят, играют, но остаются какие-то небольшие моменты, и он должен своими партиями все это закрыть. Ну, и техничность, конечно, тоже. Чем лучше ты владеешь инструментом, тем проще тебе придумать какую-то оригинальную партию и ее исполнить. Все взаимосвязано. Но, с другой стороны, как я уже говорил, я не люблю техничных скоростных гитаристов. Это, конечно, круто, но это приобрело слишком широкое распространение. 99% людей, которые умеют так играть, начинают применять это везде, в каждой песне. И потом, ты можешь быть сколь угодно хорошим гитаристом. Но какой в этом смысл, если нет коллектива, в котором ты бы мог себя выразить? Е.Л.: Хорошо тренированная печень - основа любого нормального рок-гитариста. На этом все, собственно, и строится. :)
Есть ли у тебя свои профессиональные секреты мастерства? Ж.Л.: Нет. У меня есть какие-то приемы, которые я позаимствовал у каких-то людей. Они неявно как-то проявляются. Я просто стандартно зажимаю пальцами струны и по ним бренчу. :) Но я делаю это не так, как, например, гитарист у Найка Борзова. Мне, кстати, очень нравится Илья Шаповалов. Очень хороший гитарист. Но у нас с ним, например, разная манера игры. Я могу сказать о школе своей игры. У меня школа нововолновая. У меня любимый гитарист - это Эдж из "U2". Он играл очень скупо, но всегда к месту. И еще Джонни Мар, наверное, из группы "The Smiths". Он своей гитарой творил чуть ли не симфонии. Ну, и Джимми Пейдж из "Led Zeppelin". Я все это перемешал, и у меня появилась какая-то своя манера игры. Я считаю, что я достаточно самобытный все-таки гитарист. Г.М.: У меня тоже нет. Я вообще считаю, что я недостаточно хорошо играю, и стараюсь заниматься, насколько хватает времени и усердия. Знаешь, у меня никогда не было наставника. Этого мне не хватало. Если бы у меня был человек, который мне мог бы показать какие-то вещи, то я не доходил бы до этого годами сам. Тогда, я думаю, на сегодняшнем уровне я бы играл раз в десять круче. Потому что когда есть такой человек, то тебе не нужно заново придумывать велосипед. У меня был такой человек, но так получилось, что очень короткое время. Но это очень круто, когда есть старший человек, который тебе может все объяснить и показать. Опыт других людей надо впитать, а не придумывать все заново. Но и отношения с таким человеком должны быть теплыми и доверительными. Возможно, у меня есть какие-то свои приемы, но я не придаю этому значения. Знаешь, вот когда мы альбом "Три пути" записывали, меня в этом плане очень сильно поразил Евгений Левин (прим. - звукорежиссер альбома). Потому что отношения у нас сложились действительно по-человечески хорошие. Потому что, являясь гитаристом такой культовой группы, как "Алиса", он не смотрел на нас как на салаг. И я за этот короткий промежуток времени многое понял, чего, например, раньше не понимал, научился многому. Е.Л.: Ну, у меня, наверное, есть какие-то тонкости, нюансы. Лично мои, выработанные в результате опыта. Да, наверное, есть.
Может ли девушка стать хорошим гитаристом, или гитара - это мужской инструмент? Ж.Л.: Мне сложно судить, я не знаю ни одной гитаристки. Я знаю девочек, которые играют на гитарах… Кто-то на акустике бренчит. Но это можно делать и на кухне в кругу друзей, на бардовских фестивалях. А электрогитаристок я что-то не знаю. По крайней мере, интересных. Но почему нет? Все может быть. Нынешний губернатор Калифорнии, например, в одном из фильмов доказал, что мужчины могут рожать. :) Г.М.: Нет, гитара - это абсолютно не исключительно мужской инструмент. Есть куча девчонок, которые круто играют на гитарах. Я давно мечтал, чтобы в нашем городе появился абсолютно женский коллектив. И при этом не играл какие-нибудь сопли, а играл настоящую рок-музыку. Чтобы так по-мужски, но в своеобразном контексте этого слова. С отдачей. Это круто было бы. В свое время в группе "Серьга", насколько я знаю, девушка играла на гитаре очень прикольно. Я это только приветствую. Не хватает таких коллективов в России. Е.Л.: Вот недавно приезжала в Питер гитаристка Дженифер Баттен. И у нее был мастер-класс и концерт в "Гигант-холле". Очень известная, совершенно отличная гитаристка. Так что, и девушка вполне может играть на гитаре. Играет, кстати, она, дай Бог каждому.
Высказаться в форуме: |