Сначала были Jane's Addiction. Потом появилось все остальное. Так должна звучать первая заповедь альтернативщика (да простят нас поклонники Faith No More и RHCP). Дабы не превращать рецензию в подробное описание заслуг и преступлений Jane's перед музыкальным человечеством, приведем одну цитату, объясняющую, будем думать, все: «Если Nirvana и Pearl Jam - цветы альтернативной культуры, то мы - грязь, из которой они выросли». Слова барабанщика группы Стивена Перкинса. Не пробуйте спорить. Именно Jane's Addiction в конце 80-х дали толчок развитию альтернативной сцены, после чего стили и направления стали плодиться и размножаться в геометрической прогрессии: гранж, кроссовер, хардкор, нью-метал, наконец...
Первым лозунгом Jane's Addiction был «Entertainment - в массы!», потому зачастую их выступления выливались в безумный театрализованный балаган, центральной фигурой в котором выступал вокалист и идейный вдохновитель Jane's Перри Фаррелл. Выпускник нью-йорского арт-колледжа, Фаррелл прекрасно понимал свою задачу - охотнее всего публика реагирует на провокацию. Сценические наряды вокалиста и его экспрессивное поведение до сих пор остаются притчей во языцех (одна только коллекция шляп Перри Фаррелла способна заставить удавиться от зависти какого-нибудь Джея Кея). Jane's Addiction распались в 1991-м, оставив по себе два классических диска и Lollapaloozа - первый передвижной фестиваль, призванный представлять миру молодую альтернативную культуру.
По всей видимости, Фаррелла и его коллег по-настоящему достало положение дел в современной музыке. «Не могу больше слушать радио», - так объяснил свое решение возродить Jane's Addiction после двенадцати лет отсутствия ее лидер. Возвращение (как и ранее - уход), обставили громко и ярко: возрождением Lollapaloozа, мирно загнувшейся в 1996-м году после несанкционированного вторжения на фестиваль железобетонной Metallica, и - выпуском нового альбома «Strays», о котором и пойдет речь. Если к концу года Led Zeppelin не разродятся какой-нибудь новой работой, «Strays» с полным основанием можно будет назвать «альбомом года». Он того стоит.
Jane's не изменяют себе: это все тот же альтернативно-провокативный метал, принесший группе популярность на заре карьеры. Исполняемый с такими энергией и экпрессией, что нынешним молодым исполнителям должно быть мучительно стыдно за свое бледное существование. «Jane's Addiction можно сравнить с автомобилем «Порш»: если ты садишься в эту машину, ты уже не можешь ехать медленно», - говорит тот же Перкинс. Автозабег начинается уже с начальной «True Nature». Фаррелл имеет в виду себя и свою группу когда поет: «Мы пришли свергнуть ваших бумажных героев; спасти вас; мы живы и дышим полной грудью; все эти годы мы верили...». Ну что же, значит, мы верили друг в друга.
Первым синглом с альбома стала «Just Because» - блестящая композиция с классическим гитарным соло Дэйва Наварро и по обыкновению наставительно-дурашливой лирикой Фаррелла: «Вспомни, когда ты в последнее время делал что-то просто потому что?». Безусловным лидером альбома является взрывная «Price I Pay», характеризующаяся калейдоскопичной сменой ритма. Jane's Addiction, несомненно, выросли, как музыканты: самые сложные партии исполняются легко и непринужденно; ритм-секция звучит четко и слаженно, при всем том что партии и баса и ударных легко различимы.
«Price I Pay» сменяется блоком фанковой направленности: «The Riches», «Superhero» и «Wrong Girl», звучащими в лучших традициях RHCP. Что неудивительно, ибо обе группы начинали в одном и том же месте в одно и то же время. Главное достоинство «Superhero» - ее текст. Перри Фаррелл не потерял способность писать ернические тексты, какими сбивал с толку ничего не подозревающую публику и пятнадцать лет назад. «Wrong Girl», несмотря на то, что не страдает запоминающейся мелодией, обладает приятной структурной многослойностью - еще одна, на этот раз музыкальная, шутка Jane's Addiction.
«Everybody's Friend», посвященная, по слухам, бывшему басисту группы Эрику Эйвери, отказавшемуся от участия в возрождении Jane's, - единственная балладная композиция на альбоме, - записана с использованием акустической гитары и напоминает «Битлз» времен «Земляничных полян». «Hypersonic», возможно, и не следует представлять - название песни говорит само за себя.
Завершает импровизированный joyride субъективно самая красивая композиция альбома - «To Match The Sun» («Зажечь солнце»), в которой явно ощущается увлечение Перри Фаррелла эзотерикой и Каббалой. Электронные изыски и клавишные несколько необычны по отношению к Jane's Addiction, но - это ведь новые Jane's Addiction...
Примеры таких убедительных возвращений можно пересчитать по пальцам. Время оказалось не властно над группой: несмотря на то, что Jane's уже прилично в возрасте, их музыка свежа и отточена - какие ветераны, о чем вы говорите? Вопрос, который волнует сейчас всех поклонников команды - будет ли продолжение? А если да, то окажется ли следующий альбом таким же мощным и бескомпромиссным, как и «Strays»? Если поверить на слово музыкантам, утверждающим, что весь материал был сочинен прямо в студии (куда Jane's наведались с единственной целью - понять для себя, смогут ли они играть вместе и что из этого получится), то перспективы самые обнадеживающие. Автострад без колдобин вашему «Порше» и поменьше ограничителей скорости! |