Автор статьи : Макс Вихоть С Pearl Jam у автора давние и очень непростые отношения. После их невероятного «Ten», который наравне с «Nevermind» Nirvana, «Badmotorfinger» Soundgarden и «Dirt» Alice In Chains перевернул музыкальное мировосприятие целого поколения, я плотно «подсел» на сиэттлскую волну и следующей работы Веддера и компании ждал как манны небесной.
Альбом «Vs» поселил уверенность, что Pearl Jam, как и галлюциногенное «жемчужное варенье» бабушки Эдди (которое по одной из легенд и послужило прототипом названия группы), способны расширять горизонты до бесконечности.
Однако, после прослушивания «Vitalogy» эта уверенность была несколько поколеблена. Дальше по нисходящей. «Yield» уже невозможно было дослушать до конца, настолько занудной и бесцветной стала музыка недавних бунтарей-серферов, «охотников за волной».
Когда же вышел «Binaural», захотелось спросить у Веддера: какого черта? какого черта вы не распались как все упомянутые выше динозавры? зачем это отрубание хвоста по кусочкам, ведь вы сдохли, реально сдохли?
Взяв для рецензии новый альбом Pearl Jam, я злорадно предвкушал, как разнесу в пух и прах очередную порцию беспросветной депрессии, скуки и серости. Но «Riot Act» лишил этого удовольствия, подарив взамен другое - удовольствие от общения со старым другом, который давно считался пропавшим без вести.
Конечно, о яркости и мощи первых двух пластинок речь не идет, но отдельные композиции заставляют вспомнить и «Ten» и «Vs», а общее впечатление от материала позволяет сделать заключение, что «пациент скорее жив, чем мертв».
Альбом получился весьма разноплановым и очень интересным. Такое впечатление, что парни устали от собственной безнадеги, но и резко «сменить ориентацию» посчитали некорректным. Есть песни, которые как бы по инерции продолжают линию последних пластинок («I Am Mine», «Thumbing My Way», «1/2 Full», «All Or None»), а есть и такие, что знаменуют одновременно возвращение к корням и устремление вперед («Save You», «Cropduster», «Chost», «Green Disease»).
«Жемчужное варенье» не было бы собой, если бы не продолжило экспериментировать в области психоделии. Заглавная «Can`t Keep» сходу изменяет сознание в необходимую для прослушивания пластинки сторону, навевая смутные ассоциации с Led Zeppelin времен героинового периода Джимми Пейджа. А «Help Help» показывает, что Веддера не зря до сих пор сравнивают с Моррисоном.
Есть на «Riot Act» и совершенно неожиданные, по крайней мере для меня, вещи. Среди таких - абсолютно не характерная для Pearl Jam песня «You Are», которая совмещает в себе немыслимое полуэлектронное звучание гитар МакКриди и Госсарда с до неприличия примитивным звук и рисунок барабанов Камерона а ля 80-е.
Или минутная чудо-композиция «Arc», в которой Веддер своими голосовыми изысками дает фору любому мусульманскому мулле.
В целом же, новый альбом некогда одной из любимейших групп меня порадовал. Продолжая медицинские аналогии, можно сказать, что кризис миновал и если не случится рецидивов, «пациент» будет жить еще долго и счастливо, возвращая растерянных поклонников и приобретая новых. |