Повторенье, конечно, мать ученья. Но до какого-то предела. Потом оно становится мученьем. Или как минимум вызывает недоумение. Почему-то кружение вокруг солнца, образ которого вызывает название альбома "Around the Sun", в представлении нынешних R.E.M. больше напоминает экзамен по пройденному материалу, чем серьезную попытку проложить новый маршрут к неисследованным территориям. Причин может быть великое множество. Например усталость. Или возраст. Или просто неизбежное сезонное колебание творческой синусоиды в сторону понижения.
19 апреля 2005 года R.E.M. отметят 25-летний юбилей с момента первого выхода на сцену. За это время можно было десять раз разбежаться и никогда больше не встретиться, тогда как все потери команды ограничились уходом барабанщика Билла Берри (Bill Berry) в 1997 году. Убедив себя тогда, что "собака может ходить и на трех ногах", музыканты решили продолжать без постоянного барабанщика. Ходить-то она может, да что толку? Все последующие альбомы, "Up" (1998), "Reveal" (2001), сборник ремиксов "r.e.m.IX" (2002) и наконец последнее пополнение 2004 года "Around the Sun" (2004), страдают острой нехваткой какого-то неуловимого, почти мистического компонента, который превращает просто хороший альбом в музыкальное событие.
Если в первые 15 лет карьеры R.E.M. не переставали удивлять, меняясь и отклоняясь от курса с каждым новым альбомом, то с конца 90-х команда существует словно по инерции. Жаль, что приходится прибегать к таким сравнениям, но как для любящего хозяина и трехногая собака лучший друг, так и для преданных фанов команды их новый альбом - все равно долгожданный подарок. Но едва ли даже у них он вызовет рев восторга. Скорее, просто благодарность за то, что R.E.M. все-таки живы, а еще легкое сожаление, что из этой уютно тлеющей искры никак не разгорается яркое пламя.
Майкл Стайп (Michael Stipe), Питер Бак (Peter Buck) и Майк Миллз (Mike Mills) - крепкий тройственный союз, сросшийся до кончиков нервов. Они идеально сыграны и, видимо, настроены на полную гармонию и сглаживание углов. А тут еще и творческая кривая вошла в ровное, спокойное русло. По которому так удобно протекают 13 умиротворенных, гладких, присмиревших песен. Из повешенного на R.E.M. ярлыка "альтернативный поп-рок" слово "альтернативный" спокойно можно убрать. Никто и не заметит. То напряжение, которое прорывается в песнях "Final Straw", "The Outsiders" или в трогательном припеве "The Ascent of Man", ничем не запятнало своей "прописки" в мирном мейнстриме.
Альбом "Around the Sun" вполне достоин пополнить фонотеку среднего меломана, не портя общей картины, ненавязчиво проигрывая тихие мелодии, пока все занимаются своими делами. Никому не мешая. Как домашняя трехногая собака на коврике в темном углу. |