Нью-йоркцам Interpol не нужно объяснять, что популярность не всегда прямо пропорциональна качеству музыки. Начиная играть в 1998-м году, эта мрачноватая четверка сразу же определилась с приоритетами: искусство выше коммерции. Музыкантов не пугала перспектива остаться «широко известными в узких кругах». Они знали, для кого играют и четко сознавали цель своей авантюры. Не учли ребята только одного - того, что их музыка и философия окажется понятной и близкой такому большому количеству слушателей.
Дебютный релиз Interpol «Turn On The Bright Lights» без труда обосновался в топах лучших инди-альбомов 2002-го года, обзавелся влиятельными поклонниками и разошелся полумиллионным тиражом - выяснилось, что публике остро не хватает вторых Velvet Underground и Joy Division. Финансовая состоятельность благоприятно сказалась на творческой независимости: теперь музыканты могли продолжать свои эксперименты без какого-либо прессинга со стороны лейбла. «Мы не думали над тем, будет ли наш новый альбом звучать достаточно хитово, - говорит гитарист Дэн Кесслер. - Единственное, что нас волновало - успеем ли за время записи реализовать все задуманное».
Задумано, судя по всему, было немало. И за два месяца, отведенных для записи, музыканты только и успели, что максимально использовать свои идеи, не вдаваясь в излишнее украшательство. «Antics» получился минималистичным по исполнению и насыщенным по содержанию. Ребятам удалось избежать Сциллы перепродюсирования (которая пожрала Starsailor) и Харибды самоцитирования (которая свалила The Strokes и The Thrills), дав пример удачного решения «проблемы второго альбома». Может быть, это и случайность, но случайность обнадеживающая.
Два альбома Interpol разделяют всего два года. По духу - целая вечность. Главной интригой «Turn On The Bright Lights» была атмосфера таинственности и недосказанности, рожденная шумом засыпающего города и тусклым светом фонарей в холодной измороси. «Antics» записывался, образно выражаясь, «при включенных огнях» - новая работа неожиданно светла и полна оптимизма. Конечно - только лишь в сравнении с предыдущей. Мажорных настроений в стане Interpol как не было, так и нет.
Название «Antics» («шалости», «кривляние») не лишено иронии - Interpol действительно позволили себе немного покривляться. Открывающая альбом «Next Exit» может несколько смутить поклонников «старого» Interpol своим едва не фанковым басом, свободно парящей гитарой и совсем уж неожиданным органным звучанием. На самом деле, это единственная композиция в «Antics», напоминающая о прежних временах. Мрачное буги «Evil» - первая интродукция «новых» Interpol.
Конструкции песен «Antics» характеризуются математической выверенностью и особым вниманием к деталям (Interpol - большие перфекционисты). Остовы некоторых схожи между собой. «Narc» и «Take You On A Cruise», при всем своем различии, построены по одинаковой схеме: обманчиво небрежное вступление, развитие динамики и эпический финал с использованием всего инструментария клавишных. То же самое можно сказать и о другой паре - «Slow Hands» и «C'Mere», сингле реальном и сингле потенциальном. В силу поставленной перед ними задачи, эти композиции просты и действенны, как удар лома по голове. Изящного такого лома с инкрустированной ручкой: при всей своей пост-панковой направленности Interpol тяготеют скорее к The Smiths и Stone Roses, чем к трехаккордовым последователям панк-рока.
Другие песни сложно подогнать под общую структуру. Но все их объединяет одно: исключительно слаженное взаимодействие всех инструментов. Гитары, бас, ударные и клавишные уверенно ведут свою партии, не мешая друг другу и не мешаясь между собой. Показательный пример - «Length Of Love» с ее гитарным «разнобоем», запинающимися ударными и цементирующим ритмическую картину басом. Стоит также отметить важную роль побочных эффектов - неожиданного замедления или ускорения ритма, пропуска одной или двух долей, «точечного» использования непривычных для Interpol инструментов («Public Pervert») - с целью акцентирования эмоциональных пиков записи. Можете поверить: слушая «Antics», скучать не придется.
Особого упоминания заслуживают тексты песен. Предводитель The Cure Роберт Смит, большой поклонник Interpol, попытался объяснить загадку обаяния группы «удачным сочетанием холодности музыки и неожиданной теплотой текстов». «Беспредметная» лирика «Turn On The Bright Lights» уступила место описательным рассказам о жизни Interpol. «Make revision to a dream/ while you wait in a van» («Evil») - дума о попусту потраченном времени, проводимом в бесконечных разъездах. «Give some meanings to the means» («Not Even Jail») - оттуда же. «Can't you see what you've done to my heart / And soul?/ This is a wasteland now» («Slow Hands») - комментарии излишни. Как и в случае с мантрой «You should be in my space / You should be in my life» в финальном коллапсе «Narc». А лихость, с которой Пол Бэнкс заключает «The trouble is / That you're in love with someone else / It should be me» («C'Mere»), говорит о том, что Interpol не чуждо ничто человеческое.
Даже если имидж говорит об обратном. Так что если вы оцениваете альбомы по шкале артистичности Боуи, мрачности The Cure и душевности R.E.M., «Antics» - ваш альбом.
10 песен, 41 минута, масса удовольствия. Конечно, в том случае, если интеллектуальная гитарная музыка находится в сфере ваших интересов. |