Македония-Италия-Великобритания, 2004 (89 минут).
Автор сценария: Дарко Митревски.
Режиссёр: Дарко Митревски.
Оператор: Суки Меденчевич.
Художник: Буяр Муча.
Композитор: Кирил Джайковски.
В ролях: Владо Йовановски, Адольфо Марджотта, Звезда Ангеловска, Бранко Джурич, Антонелла Троизе, Елизавета Саблич, Тони Михайловски, Эмиль Рубен, Миодраг Кривокапич, Деян Ачимович, Никола Койо, Петар Божович, Васко Тодоров, Бранко Огняновски, Петар Мирчевски, Ирена Ристич. Пожалуй, самое лучшее и действительно забавное, что есть во второй полнометражной картине 33-летнего македонского сценариста и режиссёра Дарко Митревски - это её название, искусно обыгрывающее созвучие слов «Балканы» и «канкан». Однако сам фильм, к сожалению, лишён столь необходимой лёгкой беспечности, как и иронично-капризного куража, явно склоняясь в сторону чёрного и мрачного юмора, порой балансируя на опасной грани этической неразборчивости и даже откровенного цинизма. Это особенно заметно в сценах, когда мы должны смеяться над тем, как перестреляли друг друга у нас на глазах члены семей Мате Пркачина и Османа Ризванбеговича, скорее соперничающие в качестве бизнесменов-торговцев оружием, а не противников на войне между хорватами и мусульманами, и ещё в предфинальной смертельной разборке с «местным царьком» Шефкетом Рамадани, которого в итоге убивает…маленькая русская девочка Надя.
Шефкет Рамадани-старший некогда стал виновником гибели македонца Серафима Каранфилова и бегства в Италию его родного брата Витомира, сделавшего там карьеру крупного мафиози под именем Дон Вито Дженовезе. А уже их сыновья Трендафил и Сантино впервые встретились только в 2001 году, во время очередной этнической войны на Балканах, больше всего стараясь избежать участия в каких-либо вооружённых конфликтах, но вынужденно ввязываясь в опасные для жизни ситуации, когда разыскивали по всей бывшей Югославии… свёрнутый ковёр с трупом бабки Зумбулы, умершей тёщи Трендафила Каранфилова.
Довольно распространённый сюжетный мотив «поиска пропавшего трупа», снабжённый непременными шуточками про весьма скверную по характеру мамашу так же постоянно «пилящей» жены, накладывается на трагическое противостояние сторон на балканском полуострове. И вдобавок это преподносится с экрана со щедрыми отсылками и словесными цитатами преимущественно из американских лент (вот и сам «Бал-кан-кан» посвящён скончавшемуся в 2002 году классику-комедиографу Билли Уайлдеру).
В принципе, ничего плохого в подобном «кинематографическом коктейле» нет, если только смешивание всех ингредиентов происходит в строго дозированном виде, а на выходе получается нечто шипучее, искрящееся и фонтанирующее. Правда, Митревски обещал в одном из интервью, что «в конце будет чувство вины». Но с какой стати мы обязаны испытывать такой мучительный комплекс лишь из-за того, что постановщик картины не всегда смог соблюсти чувство нравственного такта. |