Фильм Эри Позина, демонстрировавшийся на последнем Международном кинофестивале и получивший утешительный приз и приз от Федерации киноклубов России, кажется, заслуживает гораздо более серьезной награды.
Режиссеру-дебютанту удалось соединить в «Чамскраббере» юмор и абсурд черной комедии, едкую карикатурность и напряженность детективной истории. Зритель полностью поглощен действием, разворачивающимся на экране и... полностью дезориентирован в своих зрительских эмоциях.
Перед нами сытая, однообразная одноэтажная Америка, социальный рай, который на поверку оборачивается социальным адом из знаменитой картины Брайана Юзна «Общество». В зажиточном городке «Хиллсайд» живут тихие американцы. Пока взрослые тщетно пытаются справиться с беспросветной скукой своего комфортного существования (устраивают вечеринки, тщательно готовятся к свадьбе, верят в «Герболайф» и психологическую литературу), их дети активно, но при этом очень буднично торгуют наркотиками. Но вот незадача: школьный наркодиллер Трой в самом начале фильма кончает жизнь самоубийством, и подсевшие одноклассники решаются на киднепинг, для продолжения бесперебойных поставок вожделенных таблеток. Они крадут младшего брата главного героя картины. Герой этот – Дин Стиффл (актер Джейми Белл) – был близким другом Троя, и по мнению несовершеннолетних преступников, мог достать наркотики.
Когда раздается традиционный зловещий телефонный звонок, и Дин берет трубку, чтобы услышать роковое «или – или», его младший брат преспокойно сидит на диване в своем доме, и как заведенный режется в компьютерную игру «Чамскраббер». Оказывается, юные наркоманы украли совсем не того ребенка…
Так завязывается сразу несколько сюжетных линий: главный герой хочет спасти попавшего в беду мальчика, девушка, участвовавшая в похищении не желает больше творить зло, и попутно влюбляется в Дина, родители несчастной жертвы не ищут своего сына, потому что заняты своими взрослыми делами. Калейдоскоп событий, трагических и одновременно до смешного абсурдных.
И вот младший брат Дина (лучше бы его украли – ей Богу) средь бела дня толчет в тарелке наркотики и с совершенно невозмутимым лицом высыпает получившийся порошок в блюдо, которое его мать готовится принести на поминки повесившегося наркомана. Эта жуткая и одновременно смешная сцена – самая символичная в фильме. Потому что наркотики – это не только таблетки, но и вся атмосфера богатого американского городка, все обитатели которого находятся в плену наркотической иллюзии, заменяющей им реальную жизнь. И вымышленная компьютерная игра «Чамскраббер», которая то и дело фоном возникает в фильме, есть лучшее выражение наркотической или виртуальной сущности современной жизни, какой ее увидел Эри Позин. Если это можно назвать жизнью… Главный герой игры «Чамскраббер» – подросток с отрезанной головой, который использует ее в качестве оружия в борьбе против монстров.
Компьютерный «всадник без головы» в самом конце фильма произносит сакраментальную фразу: «Я был мертв, но теперь я снова жив, и должен выполнить свою миссию». Подросток стоит на вершине горы и держит в руке собственную голову. В качестве жертвы. В качестве светильника. Щита или меча. А под ним – нарисованный город, ужасно напоминающий «Хиллсайд». |