Великобритания. 2005. 127 минут.
Автор сценария Дебора Моггач по роману Джейн Остин
Режиссёр Джо Райт
Оператор Роман Осин
Главный художник Сэра Гринвуд
Художники Ник Готтшалк, Марк Суэйн
Композитор Дарио Марианелли
В ролях: Кира Найтли, Мэтью МакФэдиен, Доналд Сазерленд, Бренда Блетин, Розамунд Пайк, Саймон Вудс, Джуди Денч, Том Холландер, Джена Мелоун, Талула Райли, Кэри Маллиган, Клоди Блейкли, Руперт Френд, Келли Райлли, Тэмзин Мерчант. Английская писательница Джейн Остин, творившая на рубеже XVIII и XIX веков, по-прежнему является не только одной из самых читаемых, но и часто экранизируемых, в том числе и в случаях, когда это делается не напрямую. И хотя новая лента «Гордость и предубеждение» - всего лишь вторая киноверсия одноимённого романа (первая была снята в США ещё в 1940 году), однако он пятикратно переносился на телеэкран, а ещё несколько раз сюжет самого первого из написанных произведений Остин (сначала под названием «Первые впечатления») использовался в других фильмах, включая недавнюю «Невесту и предрассудки» и две серии «Дневника Бриджит Джонс». Кроме того, нельзя избежать сравнения с одной из лучших экранизаций сочинений Джейн Остин - «Разум и чувства». И весьма знаменательно, что для шлифовки сценария нового варианта «Гордости и предубеждения» пригласили британскую актрису Эмму Томпсон (она сделала это бесплатно и без указания в титрах), которая была сценаристкой картины десятилетней давности и даже получила за это «Оскар».
В сопоставлении с фильмом китайца Ан Ли, который неожиданно тонко и изящно воспроизвёл английские нравы конца восемнадцатого столетия, экранное творение Джо Райта, разумеется, проигрывает, и молодой режиссёр явно не оправдывает свою фамилию Wright, то есть не отличается особой точностью и убедительностью в воссоздании минувшей эпохи. А прежде всего, грешит несомненным упрощением принятых обычаев и всевозможных условностей тогдашнего британского общества. Но не осовременивая сюжет и героев, так сказать, в буквальном плане, всё равно превращает рассказываемую историю в своеобразный аналог нынешней мелодрамы, вдобавок акцентируя внимание на ряде комических моментов, что, конечно, вызывает ответный смех у зрителей в зале, но выглядит довольно грубовато, если учесть, что манера повествования у Остин проникнута более утончённой иронией.
И даже подходящая на главную роль Кира Найтли иногда пользуется попустительством постановщика и позволяет себе чересчур современное поведение на экране, воплощая уже несколько иной характер, нежели тот, что был тщательно и любовно выписан британской романисткой два века назад. Куда неудачнее образ Дарси в исполнении Мэтью МакФэдиена, который кажется то излишне надутым и самодовольным, а то, наоборот, бесхитростно-простодушным. Впрочем, и другие актёры тоже пережимают, из-за чего складывается общее впечатление, что вся постановка напоминает выделенный жирным шрифтом текст, который у Джейн Остин, скорее, набран курсивом. |