"Не дождетесь!" - снова бросает в пику своим "доброжелателям" рэп-дуэт OutKast. Слухи о полном и окончательном разрыве Андре Бенжамина (Andrе Benjamin), можно просто Drе, и Энтуана Пэттона (Antwan Patton), aka Big Boi, слухи, которые курсируют последние лет шесть, опять не подтвердились. Казалось бы, фаны могут вздохнуть спокойно. Однако новый альбом "Idlewild", вроде бы опровергнувший эти вражеские домыслы, по большому счету, не рассеивает сомнений, а наоборот, укрепляет в очень нехороших подозрениях.
OutKast - из тех творческих величин, которые любят и умеют удивлять. Их начиненный музыкальным "тротилом" четвертый альбом "Stankonia" (2000) и следующий двойной диск "Speakerboxxx / The Love Below" (2003) не только доказали безоглядную смелость Бенжамина и Пэттона, готовых углубляться в джунгли техно, фанка, драм-н-бейсса или психоделии, ошарашивать саунд-эффектами и конструировать футуристические пейзажи, но и продемонстрировали сверхмощный творческий потенциал каждого из них. Столько "взрывчатки" под одной крышей, причем по-своему изготовленной и разнонаправленной, - это и в самом деле нелегкое соседство, чреватое самыми невероятными последствиями. И тот факт, что Drе и Big Boi все еще умудряются объединять свои усилия в студии, - скорее исключение, чем норма.
"Idlewild" - тоже, мягко говоря, не совсем обычный релиз. Даже подробное знакомство с каталогом OutKast способно лишь отчасти подготовить к подобным сюрпризам. Так далеко в историю "черной" музыки Пэттон и Бенжамин еще не забредали, доведя обратный отсчет до 30-х - насквозь джазовых - годов ХХ века. Да и такой стилистический разброс - это что-то новенькое в их меню. На "Idlewild", как в Греции, есть все - кроме разве что тяжелого рока. От джазовых импровизаций до бравурного мюзик-холла, от головоломного авангарда до сладенького поп-соула, от экспериментальной электроники до атакующего в лоб рэпа, от стилизованного кабаре до рок-психоделии. Феерические дуэты и не поддающиеся классификации инструментальные пассажи. Дамское хоровое щебетание и монструозные басовитые монологи. Живой джаз-бэнд и новейшие компьютерные примочки. В паузах между музыкальными номерами - романтичные диалоги, язвительные скиты, ангельский детский лепет.
За всем этим так и мерещится уверенная рука Голливуда. И не зря. Подозрительно "киношный", слишком амбициозный, слишком зрелищный альбом "Idlewild" - это и есть саундтрек к одноименному фильму. И судить о нем правильней всего именно с этих позиций.
К этой картине участники OutKast шли восемь лет, начав искать спонсоров еще в конце 90-х. Действие "Idlewild" переносит в Америку 30-х, время сухого закона (и эпидемии джаза). Энтуан Пэттон играет владельца бара, незаконно торгующего спиртным, а Андре Бенжамин - скромного пианиста, сына хозяина похоронного бюро. По сюжету фильма их герои практически не пересекаются, почти так же, как и сами музыканты в реальной жизни (вот откуда злополучные слухи). Да и сам саундтрек, по хронометражу равный двойному диску, хоть и преподносится как шестой лонг-плей OutKast, включает только три трека, подписанных OutKast (в компании еще с десятком соавторов). Даже те несколько номеров, которые исполняют Big Boi и Drе, так перенаселены приглашенными вокалистами и/или рэпперами (включая Мейси Грей и Снуппа Догга), что скорее напоминают показательный концерт смешанного хора, чем типичный трек OutKast.
Впрочем, в нетипичных декорациях альбома это еще не самые "аномальные" явления. Композиторские и продюсерские упражнения Андре Бенжамина - вот средоточие главных интриг, те точки витиеватого маршрута, в которых жажда нестандартных решений достигает пароксизма. Его композиции "Idlewild Blue" и "Makes No Sense at All", "Greatest Show on Earth" и "Dyin' to Live" разительно не похожи друг на друга - как представители разных рас, культур и даже исторических эпох (или как быстро сменяющиеся сцены динамичного фильма). А в каких терминах описывать финальный пассаж саундтрека, печальную 9-минутную абстракцию "A Bad Note", догадаются скорее психотерапевты, чем музыковеды.
"Idlewild" - не самый сильный альбом OutKast. Это, в общем-то, не совсем альбом, и даже не совсем OutKast. Точно так же, как герои фильма "Idlewild" мало похожи на реальных Бенжамина и Пэттона. Но разве мы ходим в кино за реальностью? |