Так славно все начиналось - собрался харьковский дуэт 5NIZZA записать новый студийный альбом, так сказать, «расширить, дополнить и углубить» свой каталог, насчитывавший один «Unплаггed» 2003 года и два колоритных, нестандартных студийных диска, «Пятница» (2003) и «0»5» (2005). За семь лет существования дуэта каких-то особо крупных черных кошек, пробегавших в окрестностях, замечено не было. Талантливые, амбициозные и позитивно энергичные коллеги Сергей Бабкин, настоящий человек-оркестр, и Андрей «Sun» Запорожец, универсальный вокалист и текстовик, казалось, понимали друг друга с полутакта и заводились с пол-оборота.
Так что развязка этих мирно начинавшихся студийных сессий многих удивила. В прессе замелькали статьи, дружно начинавшиеся словами: «Группы 5NIZZA больше нет!» Идея разнообразить звучание группы за счет живых инструментов привела к неожиданному результату. В студии появились новые люди в больших количествах, и оказалось, что новое количество вступает в непримиримое противоречие со старым качеством. И хуже всего в новую концепцию вписывается Сергей Бабкин со своими универсальными талантами. Андрей «Sun» отдал предпочтение узким специалистам. В итоге получилась совсем другая, во многом неожиданная работа - диск «Sunsay», первый сольный альбом Андрея Запорожца.
Над своим первенцем Андрей работал относительно долго - в общей сложности полтора года. Но и этого, видимо, оказалось мало, чтобы до конца разобраться, что же делать с этой новообретенной свободой, свободой от напарника, от группы, от наработанных схем. Ему как будто захотелось попробовать сразу все, до чего раньше не доходили руки, поиграть во все музыкальные игрушки, которые не вписывались в «пятничную» концепцию. Могу, мол, быть белым и пушистым, могу быть злым и страшным, могу поиграть в бездушного робота или изобразить романтика. Могу совмещать акустику с жестким, агрессивным электричеством, этническую экзотику с металлическим лязгом и грохотом, экспериментальные песенные модели с банальным поп-мурлыканьем, наглые панковские замашки с изящными джазовыми нотками. Могу делать хип-хоп или хард, рэп или индастриал, этнику или трип-хоп, соул или панк-рок. Могу и, что еще важнее, умею это делать!
Слушать бы все это и радоваться. Одного жаль - с чувством юмора почему-то начались проблемы. Одних поучений и легкого занудства, которые вдруг просочились в тексты, достаточно, чтобы подпортить удовольствие даже от самых удачных звуковых находок.
Сравнение с 5NIZZ'ей новому проекту явно не на пользу, хотя сам Андрей «Sun» явно целиком погружен в текущий момент, увлечен процессом и на прошлое не оглядывается. «There is no finish, so forget about the start», - советует он в англоязычном треке «Keep On».
Его музыкальное настоящее, которое так густо заселено живыми ударными, гитарами, басами, духовыми, клавишными и редкими этническими инструментами, выглядит экспериментальной лабораторией по производству ярких трюков. Дело налажено, в общем-то, неплохо. Под девизом «ни слова в простоте» эффектные приемы сыплются, как искры фейерверка в новогоднюю ночь (перемежаясь, однако, неуверенным топтанием на месте и скукой).
Все это выглядит технично, грамотно, энергично, умно (порой даже заумно), но как-то не по-настоящему. Надуманно. Как слушатель, иногда чувствуешь себя лишним на этом «празднике жизни»: кажется, музыкантам явно не до публики, когда они ломаются и паясничают. И от их фальшивого энтузиазма веет обычным самолюбованием.
В этой клоунаде все-таки есть свой плюс: в живом исполнении отдельные номера должны смотреться вполне симпатично. В той же «Карме» со всеми ее этническими прибамбасами, в треках «Океана» или «So Long», сдобренных импровизациями, в контрастном «кнуто-пряничном» номере «В очередь» чувствуется хороший сценический потенциал.
В исходном студийном варианте «Sunsay» чувствуются большие амбиции, но не очень четкое понимание того, что с ними делать. Может быть, все-таки старый друг лучше новых двух? |