Автор статьи : Виктория Горпинко
На протяжении всех 25 лет своей творческой биографии и изданных за это время 20 альбомов британцы Cure шли ни на кого не похожим путем, безошибочно выбранным в самом начале. Свободные, своенравные, независимые, не терпящие ограничений - они четверть века находили творческое самовыражение в пределах того достаточно неоднозначного пространства, где пересекаются мейнстрим и альтернатива. И преуспели на этом поприще, получив признание, которого были достойны. 30 миллионов проданных дисков - тому подтверждение.
История The Cure берет начало в 1976 году, когда в маленьком городке Кроли в английском графстве Эссекс, внимание музыкально озабоченной публики начала привлекать молодая, делающая самые первые шаги группа Easy Cure. Главным приманкой для любопытных был 17-летний вокалист Роберт Смит (Robert Smith), необыкновенно одаренный музыкант и при этом скромнейший юноша, который демонстративно разрушал стереотип поведения рок-звезды. Не поборовший природной застенчивости и сопротивляющийся всем проявлениям излишней церемонности, на сцене, тем не менее, он умел намертво приковывать внимание публики и держать в напряжении зал. Его коллегами по команде были школьные товарищи: басист Майкл Демпси (Michael Dempsey), барабанщик Лол Толхерст (Lol Tolhurst) и местный гитарный герой Перл Томпсон (Porl Thompson).
Выиграв национальный конкурс Battle of the Bands, Easy Cure получили шанс дебютировать на немецком лейбле Ariola-Hansa. Однако руководство лейбла видело в них всего лишь очередную свежую поп-группу, а у Роберта Смита было свое мнение на этот счет. Музыканты расстались со своей первой рекординговой компанией, так ничего и не издав.
1978 год застает их уже без слова Easy в названии, а равно и без гитариста Перла Томпсона. Превратившись в трио, The Cure рассылают демо-кассеты разным лейблам и заключают контракт с компанией Fiction, новым подразделением Polydor - и вот уже 25 лет им не приходится жалеть об этом решении. Буквально через несколько месяцев на свет появился дебютный сингл "Killing an Arab", который приковывал внимание меломанов жестким и даже жестоким текстом. По контрасту с синглом дебютный альбом музыканты назвали "Three Imaginary Boys" (1979 год). Руководство лейбла Fiction высоко оценило релиз и решило издавать впредь и другие работы группы. Альбом вызвал череду одобрительных рецензий (хотя не обошлось и без крайних точек зрения) и даже скромный коммерческий успех, на который группа поначалу никак не рассчитывала.
Лейбл Fiction сделал ставку в первую очередь на характер материала и эксцентричное поведение музыкантов, а уж во вторую и третью - на их музыкальное мастерство. Во время длительных гастролей по Великобритании The Cure приходилось выступать на одной сцене с Wire, Joy Division и The Jam.
В это же время в рядах The Cure начались первые серьезные разногласия, которых будет еще много и которые, как правило, вели за собой все новые и новые кадровые перестановки. Из группы ушел басист Демпси, которого сменил Саймон Гэллап (Simon Gallup), а затем в состав вошел клавишник Мэттью Хартли (Matthieu Hartley).
Снова став квартетом, The Cure окунаются в студийную работу и проводят две недели в экспериментах, сосредоточившись на этот раз на мрачной стороне творчества Роберта Смита. Его тексты, совмещающие отчаяние и гротеск, подпитывались возбуждающей атмосферой хаотичного английского андеграунда. Новый альбом "Seventeen Seconds" увидел свет в 1980 году. По этой записи уже можно было констатировать появление одной из сильнейших групп грядущего десятилетия. Попав в британский Тор 20, альбом побудил группу отправиться в первый полномасштабный тур. И сразу мировой: Европа, Америка, Австралия. К сожалению, слишком напряженный график оказался не по силам Мэттью Хартли, и The Cure остались без клавишника.
Троица Смит-Гэллап-Толхерст, взяв в сопродюсеры Майка Хэджеса (Mike Hedges), окунается в мир разочарования и страха, находя для этих состояний простые, но выразительные краски. Опубликованный в 1981 году альбом "Faith", полный нервного напряжения, поднялся до 14 строки британского чарта. А команда отправилась в Picture Tour, охвативший страны Европы и Америки.
Несмотря на решение сделать после гастролей перерыв и собраться с силами, The Cure вскоре снова оказываются в студии и за несколько месяцев записывают новую работу "Pornography" (вышел в мае 1982 года). Альбом, исполненный мрачного очарования и нигилизма, оказался настоящей классикой от Cure, поднявшись в Тор 10. Тем временем напряжение внутри коллектива начинает выходить за всякие рамки. Ссоры и размолвки между Робертом Смитом и Саймоном Гэллапом становятся ежедневной реальностью, в конце концов, Гэллап уходит.
Единственный выход для группы Смит видит в том, чтобы повести ее в совершенно другом направлении. Маскирующийся под диско не самого лучшего пошиба сингл "Let's Go to Bed" совершенно неожиданно становится поп-хитом в Америке. Записывается он со Стивом Гулдингом (Steve Goulding), барабанщиком группы Wreckless Eric, в то время как Лол Толхерст перемещается за клавиши. Следующий сюрприз в виде электронной данс-композиции носит название "The Walk" и попадет в Тор 12. А карикатура на джаз "The Lovecats" оказывается самым успешным на тот момент синглом The Cure с седьмым результатом в британском чарте. В конце 1983 года эти три экспериментальных сингла вместе с несколькими би-сайдами объединяются в альбом "Japanese Whispers".
Успев в 82-83 г.г. параллельно поработать с группой Banshee, Смит приступает к записи нового альбома The Cure. Новый диск "The Top" на самом деле оказался почти исключительно детищем фронтмена, который записал все инструменты, кроме барабанов. Альбом вышел довольно неоднозначным, разноплановым, с мощным уклоном в психоделию. Что не помешало ему снова попасть в первую десятку самых продаваемых альбомов Британии. В новый мировой заезд под названием Top Tour команда отправилась в обновленном составе: Энди Андерсон (Andy Anderson) на ударных, Фил Торнелли (Phil Thornalley) на басу и Перл Томпсон снова на гитаре. Но в силу разных причин по завершении тура Андерсон и Торнелли отправились искать счастья в другом месте, а The Cure пополнились новым барабанщиком Борисом Уилльямсом (Boris Williams) и вернувшимся "блудным" басистом Саймоном Гэллапом.
Пригласив в сопродюсеры Дэйва Аллена (Dave Allen), музыканты готовят лонг-плей "The Head on the Door" (1985 г.), энергичный и распираемый энтузиазмом. Фаны оценили старания группы и гарантировали альбому 7 строку британского чарта. В Америке альбом добрался до 59 места в Billboard Тор 100 и сопровождался еще одним мировым турне.
Наконец, после семи лет набирающей силу карьеры группа берется составить компиляцию избранных сочинений. Популярность первой антологии синглов и би-сайдов "Standing on the Beach - The Singles" (1986) была вызвана успехом всех предшествующих релизов команды. Компиляция добралась до американского Тор 50, и Роберт Смит оказался в числе музыкальных кумиров американской молодежи.
В мае 1986 года The Cure начали работу над альбомом "Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me". Двойной диск, изданный в 87-м, стал сюрпризом для поклонников, обнаружив скрытые до сих пор музыкальные и лирические возможности группы, которая умела каждый раз удивлять новизной и разнообразием стилей. С июля по декабрь The Cure обкатывают новый материал по концертным площадкам всего мира, пригласив нового клавишника Роджера О'Доннелла (Roger O'Donnell).
После ухода барабанщика Лола Толхерста, чье положение в группе в последнее время было весьма шатким и неопределенным, The Cure готовят и публикуют диск "Disintegration" (1988). Начавший борьбу за место в чартах сразу с 3 позиции, альбом дал жизнь четырем синглам, попавшим в Тор 20. Великолепный, зрелищный Prayer Tour стал гастрольной вершиной группы, а его кульминацией оказались три концерта на лондонском стадионе Wembley.
Ушедшего в 1990 году Роджера О'Доннелла заменяет давний друг группы Перри Бамонт (Perry Bamonte), с которым музыканты колесят по Европе, зажигая многотысячные толпы крупнейших летних фестивалей. По итогам турне был опубликован концертный альбом "Entreat", а затем Cure подготовили коллекцию ремиксов "Mixed Up" (13 позиция в чартах Великобритании и 14-я в США).
В 1991 году The Cure наконец-то удостоились официального признания, став лучшей британской группой по версии Brit Awards. Через год была опубликована еще одна попытка "Wish" (1992), блестящий альбом, который объединял солнечную атмосферу "Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me" и гораздо более мрачное настроение "Disintegration". Альбом "Wish", который можно считать творческой вершиной The Cure, принес группе и наибольший коммерческий успех - 1 место в английском рейтинге продаж и 2 место в американском.
Еще один триумфальный год для команды прошел в многомесячных гастролях - от Новой Зеландии до Техаса.
Отлично проведенные гастроли логично сопровождались в 1993-м году двумя живыми альбомами: "Show" (шоу в Далласе, в котором прозвучали лучшие хиты) и "Paris" (эклектичный по материалу концерт во французской столице). Сразу после тура The Cure снова попрощались с гитаристом Перлом Томпсоном, а затем их покинул и барабанщик Борис Уилльямс. Их места в группе занимают Джейсон Купер (Jason Cooper) и Роджер О'Доннелл.
После активного концертирования на ведущих фестивалях мира, как летних, так и зимних, в начале 1996 года The Cure издают "Wild Mood Swings". Хотя слишком большой стилистический разброс несколько разочаровал фэнов, альбом оказался в Тор 10 многих стран мира. На волне такого успеха команда отыграла более ста шоу перед толпами восторженных поклонников всех континентов.
Еще одной главой в дискографии группы стала вторая антология "Galore" (1997), включавшая неизданные материалы.
1998 год прошел в дороге - чего стоят только 12 крупнейших европейских фестивалей. Наконец, в 2000 году The Cure издали 20-й в своей дискографии лонг-плей "Bloodflowers". Записывали его впятером - с гитаристом Перри Бамонтом, клавишником Роджером О'Доннеллом и барабанщиком Джейсоном Купером. Спродюсированный Полом Коркеттом (Paul Corkett) и самим Робертом Смитом, альбом позиционируется музыкантами как своего рода заключительная часть трилогии, начатой в 1982 году альбомом "Pornography" и продолженной "Disintegration" в 1989-м. Критики уже успели окрестить его самой совершенной записью The Cure на сегодняшний день. В рамках Dream Tour 2000 команда проехала по США и Европе.
Еще в 1999 году Роберт Смит грозил, что группа перестанет существовать после издания "Bloodflowers" и, хотя ничего нового музыканты пока не записывают, The Cure еще рано сдавать в архив. В сентябре 2001 группа подготовила коллекцию лучших хитов, перезаписав для нее акустические версии нескольких песен, и с тех пор постоянно сохраняла хорошую концертную форму. Фронтмен тем временем официально сообщил, что намерен в ближайшем будущем активно заниматься сольным творчеством, а новой студийной работе Cure придется ждать того момента, когда он - может быть - почувствует, что готов пополнить дискографию группы. Возможно, уже к началу 2004 года The Cure будет чем порадовать фанов, тем более что писать песни Смит никогда не переставал.
В 2003 году исполняется 25 лет со дня издания первого сингла The Cure, положившего начало их обширнейшей дискографии. В грандиозные планы команды, отмечающей юбилей, входят не только новый студийный альбом, но и несколько концертников, сборник би-сайдов и редких записей, а также тур с участием всех музыкантов, которых судьба сводила с The Cure. Осуществить последнюю затею вряд ли получится - слишком много острых конфликтов пережила группа за свою историю. А вот реализовать все остальное - вполне в руках музыкантов. Надо только захотеть. |