Текст: Елена Джохаева, Элиста; Фото: AP.
Русские буддисты и калмыцкие православные Элисты замерли в ожидании далай-ламы. Встреча, однако, будет короткой.
Если вы решили посетить Элисту, не обольщайтесь. Дорога трудная, так как поезда в столицу Калмыкии не ходят, самолеты дорогие, и ехать, скорее всего, среднестатистическому россиянину придется сутки на автобусе. Зато все приезжающие в Элисту отмечают, мол, едешь-едешь, степь кругом, и вдруг в этой голой степи появляется оазис. Особенно летом виден контраст раскинувшейся по всему городу зелени и окружающей всю эту красоту полупустыни.
Далай-ламу, который сегодня должен приехать в Элисту, трудности, конечно, минуют. Очевидно, духовный покровитель буддистов прибудет не на автобусе – если прибудет. Окончательной уверенности в его появлении все еще нет.
С начала ноября в спокойной в общем-то Элисте начался настоящий бум – все ждали его святейшество далай-ламу ХIV. Старушки в срочном порядке стали шить себе национальные костюмы – специально для приезда Учителя, а те, у кого они уже были, достали их из своих шкафов и стряхнули пыль. Наконец-то уж.
Далай-лама и Россия.
На территории России тибетский буддизм исповедуют жители трех республик – Калмыкии, Бурятии и Тувы. При этом калмыки являются единственными буддистами в географической Европе. В период охлаждения российско-китайских отношений далай-лама семь раз приезжал в СССР и Россию, возмущение Пекина Москва спокойно игнорировала. Последний такой визит прошел 12 лет назад...
Но… визита не получилось. В назначенный день, 15 ноября, далай-лама не доехал до Элисты. Буддисты Калмыкии восприняли это как личную трагедию и снова принялись ждать. Очередная дата приезда, 29 ноября, стала точкой отсчета – вот уедет, мол, наш духовный лидер, тогда и потечет жизнь в привычном русле.
Все вроде бы складывалось хорошо, и в субботу МИД России подтвердил факт выдачи визы его святейшеству. Но в тот же день информационные агентства распространили заявление представителей далай-ламы о том, что визит все еще находится под вопросом. Город, однако, продолжает надеяться на праздник.
Элиста вообще город праздников. Сплошных праздников. Отмечают здесь все: и буддистские, и православные, и прочие красные дни календаря – к примеру, буддистский новый год, буддистский приход зимы, весны, день рождения президента, день его инаугурации, приезд чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение», престольный праздник Казанского кафедрального собора Элисты… Продолжать можно долго. Все эти дни объявляются президентом республики нерабочими. Это помимо общенациональных праздников.
Тут стоит отметить, что две народности – русская и калмыцкая – живут, если можно так выразиться, в мире и согласии.
Многие местные русские приняли и чтят буддизм, а калмыки, напротив, обратились к православной вере. И все это воспринимается как само собой разумеющееся.
Далай-лама XIV.
В 1909 году предшественник нынешнего далай-ламы оказался во время паломничества в деревне Такцэр. Красота местности так его поразила, что он сказал своим спутникам, что хотел бы вернуться сюда вновь. После его смерти в 1937 году в деревню вошла группа лам, искавших перерождение далай-ламы XIII. Реинкарнация была найдена, и мальчик, родившийся в этой деревне двумя годами раньше в крестьянской семье, стал духовным лидером всех исповедующих тибетский буддизм – далай-ламой XIV... Элиста, город с населением всего в сто тысяч жителей, вообще место всяческого разнообразия. Он непринужденно вмещает в себя Шахматный город, или Сити-чесс, – построенный в псевдогерманском стиле чистенький, ухоженный, с уютными, но похожими на картонные коробочки коттеджами. Президент Калмыкии, он же президент ФИДЕ, он же президент футбольного клуба «Уралан», назвал любимое детище просто – Нью-Васюки. И памятник Остапу, чем-то напоминающему самого президента, стоит здесь же, рядом. В общем, богатый Сити для богатых футболистов, богатых калмыков и богатых приезжих.
Так же непринужденно Элиста вмещает и другую жизнь. Нищие старики и старушки, роющиеся в помойках, не редкость в городе со средней зарплатой, не дотягивающей до 80 у. е.
Сейчас пейзаж дополняют снующие по Элисте толпы паломников. Все гостиницы, от самых дорогих до дешевле некуда, заняты, мест не хватает, поэтому некоторых монахов и туристов разобрали по своим домам семьи. В последний раз подобное случилось в 1992 году, во время последнего визита далай-ламы в Калмыкию.
Тогда, говорят, была очень насыщенная и интересная программа: далай-лама помимо обычного и обязательного молебна провел духовные чтения на городском стадионе, посетил Калмыцкую православную церковь, встретился с преосвященным Зосимой, епископом Элистинским и Калмыцким, пообщался с молодежью, даже устроил встречу-беседу с преподавателями и студентами Калмыцкого университета. На сей раз программа представлялась не менее насыщенной. Встреча с молодежью, посещение православного храма, стадионное священное действо «О мире на земле» вместе с православными и мусульманскими лидерами, где каждый должен был молиться о мире по очереди, но…
На пресс-конференции, посвященной приезду далай-ламы, было сказано, что в день прилета, 29 ноября, никаких встреч вообще не будет «в связи со сложностью перелета и смены часовых поясов», что кажется весьма странным: недавно далай-лама посещал даже ЮАР – и ничего… На второй, последний день визита намечен молебен у буддийского храма – Хурула – и освящение самого храма. Туда, судя по всему, верующие и паломники допущены не будут. Увидеть и услышать далай-ламу люди смогут на четырехчасовой проповеди. И это все. 1 декабря его святейшество отбудет в индийский Бангалор. |