Уже второй этим летом случай массового ажиотажа по поводу сравнительно молодой и невероятно актуальной рок-формации придал новый смысл словам "давка", "духота" и "переаншлаг".
После забитого до отказа клуба Б2 на концерте Franz Ferdinand взволнованная толпа народа в районе богом забытой автомастерской на окраине метро "Автозаводская" уже не казалась чем-то сверхъестественным. White Stripes - это Джек и Мэг Уайт, гитарист и барабанщица, оба родом из Детройта. Их первый альбом вышел в 1997-м, и когда грянула мода на ретроориентированный гаражный рок, White Stripes очень быстро оказались в самом ее авангарде.
Сейчас, когда опубликованы детальные воспоминания их старинных приятелей и даже снята пара документальных фильмов, ясно, что своей нынешней популярности они добились благодаря не только правильно выбранным ориентирам (The Stooges, Led Zeppelin) и везению, но еще и маниакальной настойчивости: Джек Уайт, например, много лет подряд не вылезал из одних и тех же красных штанов и черной либо белой футболки.
На сегодняшний день White Stripes - наиболее известный и шумно разрекламированный комбинат по реанимации блюза и рок-н-ролла, окруженный долгоиграющими слухами (то ли они брат и сестра, то ли бывшие муж и жена), множеством разнообразных наград, от Grammy до Brit Awards, кучей влиятельных друзей и целой бригадой нахлебников, делающих себе имя на знакомстве с Джеком либо (реже) с Мэг.
White Stripes часто можно встретить на обложках самых влиятельных западных журналов и практически никогда - в эфире российских FM-радиостанций; но, как и в случае с Franz Ferdinand, оказалось, что поклонников новой рок-музыки у нас достаточно, чтобы набить не самый маленький зал. Клуб "Механика" - это большой и очень неуютный железный павильон в окружении индустриальных гаражей на Третьем кольце, в котором изредка проводят концерты, а в обычное время в нем моют и тюнингуют автомобили.
Можно с уверенностью сказать, что такого наплыва народа здесь прежде никогда не случалось: довольно обширное помещение было набито настолько, что трудно было не то что пробраться к сцене, но даже войти, а полуобморочных людей время от времени выносили на руках. Толпа, смятая до состояния бульонного кубика, зловеще красное освещение, шум авиационных пропеллеров, тщетно пытающихся остудить и проветрить зал, слепящие прожектора и гитарный рёв - все вместе это напоминало идеальный образчик рок-н-ролльного ада, каким он должен видеться депутатам Госдумы.
Собственно о музыке думалось в последнюю очередь, хотя с ней как раз все было в порядке: лучшие и главные вещи White Stripes, сыгранные с тем жаром, на который в принципе способны два человека. Плавное течение концерта прерывалось лишь дважды: неожиданной фортепианной балладой, как две капли воды похожей на "Mercedes Benz" Джанис Джоплин, и долгожданными хитами "Seven Army Nation" и "I Just Don't Know What To Do With Myself", которые Джек довольно удачно спел на пару с залом.
Бескомпромиссный гаражный блюз-рок, пусть даже и мирового значения, - музыка, вообще-то, на большого любителя, но выяснилось, что на каждого такого любителя легко может найтись десяток любопытствующих, и красивый аншлаг со всеми приметами правильного европейского концерта обеспечен. |