Группа Pet Shop Boys, всего пару недель назад получившая приглашение посетить Москву, спасла шоу, организованное на Васильевском спуске в минувшую субботу, и не дала российской столице вывалиться из общепланетного марафона концертов Live 8, приуроченных к саммиту "большой восьмерки" и призванных поддержать беднейшие государства Африки. Москва вообще присоединилась к этому международному проекту последней, и несмотря на короткий срок подготовки, шоу выглядело достойно, мило и упорядоченно. Если, конечно, не принимать во внимание обилие сотрудников правоохранительных органов, бдительно охранявших подступы к сцене.
Впервые поп- и рок-музыканты первой величины решили помочь голодающим Африки ровно 20 лет назад. Тогда убежденный идеалист и, как показала практика, превосходный организатор Боб Гелдоф устроил телемост между Лондоном и Филадельфией и собрал в рамках одного шоу музыкантов от Тины Тернер до Мика Джаггера. Прямая трансляция и живые выступления прошли в крайне приподнятом духе и произвели фурор на мировую общественность. Тогда собрали порядка 100 млн долл., которые были направлены на спасение африканского населения.
Новая затея беспокойного Гелдофа, по его собственным словам, не была продолжением старого Live Aid, а стала самостоятельной акцией, приуроченной к очередному саммиту "большой восьмерки", который откроется в Шотландии 6 июля. В этот же день пройдет заключительное мероприятие гелдофского проекта - марш антиглобалистов.
Прошедшая же в субботу сама акция Live 8 - живые выступления более чем семи десятков уважаемых поп- и рок-музыкантов в девяти странах мира, связанные между собой телемостом в прямом эфире, - прошла в куда более мирном и организованном духе, нежели обычные антиглобалистские выступления. Все было более чем благопристойно. Выступающие просили публику помочь африканскому континенту (аудитория шоу составила, по разным данным, от 2 до 5 млрд человек), пели старое и новое, по просьбе Гелдофа ни с одной из сцен не прозвучало упоминание имени Джорджа Буша-младшего (незадолго до события организатор шоу опубликовал специальное обращение к участникам, видимо, заранее предполагая, что кто-то захочет помянуть недобрым словом американского президента). Атмосфера сопричастности и благодушия с героическим оттенком воцарилась над миром, как и планировали организаторы, отработавшие на славу. Ни эксцессов, ни сбоев не произошло ни на одной из девяти площадок.
Самый масштабный концерт проходил в лондонском Гайд-парке, где собралось 200 тыс. зрителей - в десять раз больше, чем на Васильевском спуске в Москве. Там отыграли Пол Маккартни, открывший и завершивший марафон песнями Beatles про Сержанта Пеппера и Hey Jude соответственно, прескучнейший Элтон Джон, Cold Play, великолепно отыгравшие с бывшим солистом группы The Verve Ричардом Эшкрофтом, появившимся на сцене как черт из табакерки, Энни Леннокс, Стинг, Мадонна, главная сенсация шоу Pink Floyd, ради такого случая собравшиеся вместе впервые с 1981 года, и т.д. В Париже играли The Cure и Шакира. В Берлине - Roxy Music и A-ha. В Риме с не вполне отчетливым звуком выступили Duran Duran. В Токио хедлайнером стала Бьорк, показавшая шоу невероятной красоты и музыкального величия.
В Москве помимо Pet Shop Boys на небольшой сцене выступили респектабельные представители местного поп-рок-сообщества, в том числе "Моральный кодекс", "Браво", "Сплин", Дельфин. Московское ГУВД сообщило, что мероприятие охраняли 1200 милиционеров и 500 военнослужащих. На спуске побывало 20 тыс. человек, но почти в каждый момент казалось, что милиции вокруг больше, чем зрителей. (Заметим, что на 200 тыс. лондонских зрителей приходилась 1000 полицейских.) Чтобы попасть к металлоискателям и затем на площадку перед сценой, зрителям нужно было пройти по перегороженным переулкам целые километры. Ручьи гуляющих под тщательным присмотром охраны текли вокруг Кремля в самых разных направлениях. Перед самой сценой было не так уж много народу, и все были настроены мирно и благодушно.
Москва не увидела на своей сцене никаких африканских музыкантов. Впрочем, изобилия не было и в остальном мире - в Лондоне на сцену вышел феноменальный сенегалец Юссу Н'дур с певицей Дайдо, а Мадонна представила африканскую девушку, жизнь которой, по словам Боба Гелдофа, удалось спасти благодаря марафону 1985 года. Она, впрочем, только улыбалась и ничего не пела. Несколько африканцев выступили в Йоханнесбурге. Остальные собрались помогать Африке на собственный альтернативный фестиваль, организованный главным защитником и пропагандистом этнической музыки Питером Гэбриелом. Но телетрансляций оттуда не велось, и гуляющей московской публике об этом не было известно. |