В этом году фестиваль "Окна открой!" проводился уже в пятый раз. А я вот посетил его впервые. По свидетельствам зрителей-завсегдатаев, раньше было хуже. Впрочем, от людей, знающих ситуацию изнутри, я слышал и противоположные мнения. Сам же, придя 2-го июля на Крестовский остров, обнаружил, прежде всего, что звук на концерте весьма пристойный - можно было без напряжения расслышать и тексты, и многие музыкальные нюансы у большинства выступавших. Пришел я не к началу, и ушел, не дождавшись конца происходившего. Но на фестивале главное - атмосфера, а у меня все же было достаточно времени, чтобы ее прочувствовать.
Атмосфера эта была веселой и доброжелательной - что хорошо. Но все же решусь рассказать еще раз о том, как коммерция дурно влияет на искусство. (Это не старческое брюзжание, я вообще еще молодой человек, но помню кое-что.) В былые времена, хотя бы и в конце 80-х и в начале 90-х годов, о "форматах" не задумывались ни организаторы рок-фестивалей, ни публика. Потому на фестивалях этих звучало много РАЗНОЙ музыки - большинство групп и исполнителей вызывали не столько желание подпевать-подтанцовывать им, сколько ИНТЕРЕС, а потому можно было, не отвлекаясь, наблюдать за происходящим на сцене в течение нескольких часов. Несмотря на весь пафос, "Окна открой!" - коммерческое предприятие, развлечение для той части городской молодежи, которая думает, что она "за рок" и "против попсы". Потому организаторы и заинтересованы прежде всего в группах, ориентированных на отечественный рок-мейнстрим во всех его нынешних проявлениях. Другое дело, что среди этих групп есть очень достойные, а порой и просто классные.
Первой группой, которую я застал на сцене, была теперь уже харьковско-питерская "Пасхальное шествие". Их выступление при всем его драйве отдавало изящным декадансом, саунд же на этот раз был "тяжелее" того, к которому привыкли их питерские болельщики - возможно, дело в том, что выступали они без кларнетиста, но с лидер-гитаристом.
"Разные люди" сыграли пять песен, среди которых одна очень старая (еще времен "Группы Продленного Дня") - "Мы даем стране металл" с выкриком "Смерть капитализму!". Вот пример того, как изначально издевка над государственной пропагандой со временем может стать актуальным лозунгом. Впрочем, не удивлюсь, если сам Александр Чернецкий подобного нового смысла в эту фразу не вкладывает. В конце своей программы "Разные люди" выдали "Пусть сегодня никто не умрет" - песню, которая, пока звучала, придавала всему происходящему гораздо более глубокий смысл.
А вот группой, которая вызвала тот самый ИНТЕРЕС, о котором я говорил, оказалась "Инфо" - они играют необычную инструментальную музыку, не очень сложную для восприятия и достаточно современную по саунду. К сожалению, на "Окнах открой!" они исполнили всего одну композицию, так что более внятного представления о них составить мне не удалось. Как я узнал позже, "Инфо" вообще не были заявлены в качестве участников фестиваля.
Ска-роллер-труппа "Барокко-флэш" позабавила мини-спектаклем - в финале песни "В психушку я не вернусь" гитариста и вокалиста Вадима Смирнова утащили со сцены два санитара, в которых можно было узнать Олега Гаркушу и Леонида Фридмана. Бэнд Лены Тэ пополнился флейтистом, и песни ее зазвучали резче в то же время прозрачнее.
Далее был коллектив п/у Вадима Курылева, ныне носящий гордое название "Электрические партизаны". Коллектив сей не удивил (лично меня), но порадовал (лично меня). Порадовал жесткой гитарной музыкой, в которой можно при желании расслышать и панк, и хард-рок, и даже биг-бит. Однако эта сентенция относится не к конкретному выступлению группы "Электрические партизаны", а к ее деятельности в целом. Просто на фестивале "Окна открой!" они себе не изменили.
"Декабрь"... Тоже хорошая, в общем-то, группа. Но... Вновь мне хочется отвлечься от описания событий и сообщить уважаемым читателям, что неожиданностей на этом фестивале было немного. Прежде всего потому, что музыканты и организаторы не старались чем-то удивить публику. Напротив, у меня было ощущение, что большинство тех, кто выходил на сцену - выдавали именно то, чего от них ожидали. Мечта организатора подобного фестиваля: воспоминания среднестатистического посетителя концерта сводятся к звуковому воспроизведению текста афиши (шутка). А если серьезно, то мне очень жаль, что организаторы конкретного (и очень уважаемого) фестиваля "Окна открой!" мнят перспективными в основном те молодые команды, которые ориентируются на общепринятый ныне на планете Земля в качестве "альтернативного" туповатый саунд (это когда музыканты пытаются компенсировать отсутствие мелодических, гармонических и ритмических идей цифровыми обработками и натужной экспрессией).
Уходил я, когда подошло время почаще выпускать хэдлайнеров. А потому уходил без ощущения, что пропущу нечто неслыханное-невиданное. Не сочтите за снобизм. И в свете вышесказанного полагаю, что нет особого смысла рассказывать лишний раз о таких группах, как "Мультфильмы", "Кукрыниксы", "Король и шут" или "Пилот". Другое дело, что фестиваль-то в целом по нынешним временам показался мне вполне удавшимся уже потому, что не выглядел тусовкой накачанных пивом пэтэушников, пытающихся изобразить то, о чем они имеют весьма смутное представление. Ну и звук, опять же, как я уже, кажется, говорил... Приличный. |