Тому, кто хоть раз попал под действие колдовских чар джаза, уже не освободиться от его неосязаемой власти. Завораживающая воздушная мелодия увлекает за собой в мир грез. Гипнотическое действие этой музыки похоже на действие звуков флейты индийского заклинателя на кобру.
Джаз - дитя африканских ритуальных песнопений, блюзов и церковных протестантских гимнов. У этой музыки, несомненно, есть душа. А в душе этой таиться нечто волшебное, чарующее. Основой самой загадочной музыки стал фольклор американских рабов, переселенцев из Африки. Впервые увлекающая за собой мелодия джаза зазвучала на юге США более ста лет назад. Это была музыка чернокожих, их магическое искусство. А царством ее были многочисленные нью-орлеанские клубы и рестораны. Правда, способствовать широкому распространению джаза родоначальники этого стиля не могли по политическим причинам. В те времена в Америке чернокожее население было ущемлено в правах. Неудивительно, что первая джазовая пластинка была выпущена "совершенно белым" ансамблем - "Original Dixieland Jazz". Это уже потом, гораздо позже, на небе джаза засияли великие черные звезды - Луи Армстронг, Чарли Паркер и Джон Гиллеспи.
Характерной особенностью этой музыки является связь ее развития с политическими настроениями. Наиболее ярко это проявилось в нашей стране. Начиная с 30-х годов джаз как "атрибут буржуазной культуры" был под строжайшим запретом в СССР. "Железный занавес" и специальные службы всячески препятствовали распространению "тлетворного влияния Запада" на население СССР. Даже разговоры о зарубежной культуре, моде, образе жизни были подсудным делом. А хранение каких-либо джаз записей и их прослушивание грозили расстрелом. Естественно, никто не осмеливался подвергать себя такому риску.
Ситуация кардинально изменилась в конце 50-х, когда в результате "оттепели" отношения между СССР и США несколько улучшились. В Москве и Петербурге появились так называемые "стиляги" - люди, следующие западной моде и увлекающиеся западной культурой. Власти, однако, пытались бороться с ними, для чего использовали пропаганду. Это про "стиляг" говорили: "Сегодня он играет джаз, а завтра - Родину продаст!" Однако все эти усилия были напрасны. Прорвавшуюся на территорию нашей страны волну зарубежной культуры уже невозможно было остановить. Впрочем, так же как и искоренить распространившееся увлечение джазом. В СССР стали появляться первые джазовые музыканты и ансамбли. Хотя, конечно, это были ансамбли советского типа. Например, оркестр Леонида Утесова, существовавший еще с 20-х годов, хотя и пробовал работать в стиле музыкальной импровизации, все еще выбирал для своих композиций чисто советскую тематику. А вот многим джазмэнам, не желающим приспосабливаться к "совковой" системе, пришлось эмигрировать на Запад.
Например, одному из самых известных русских джазовых музыкантов в мире - Валерию Пономареву, который в 1973-м году уехал в Нью-Йорк. В то же время в СССР налаживалась система гастролирования джазмэнов по всей стране. А почитатели этой музыки использовали рентгеновские пленки для записи джазовых мелодий (их называли записями "на костях"). После Перестройки налаженная гастрольная система рухнула. Джаз в России чуть не погиб. Однако Перестройка окончательно вывела этот стиль из подполья. Теперь знаменитейшие музыканты, такие, как Александр Бутман и Аркадий Шиклопер, могли играть у себя на родине ту музыку, которую хотели. Кроме того, у российских джазмэнов появилась возможность ездить с концертами по всему миру и сотрудничать, обмениваться опытом с иностранными коллегами. Стала вырабатываться новая система развития джазовой музыки в России. Сейчас она опирается на многочисленные джаз клубы, новые надежные гастрольные маршруты и различные фестивали.
Одним из таких фестивалей можно назвать ежегодный московский фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". В прошлом году за 3 дня (с 19 по 21 августа) его посетили более 10 тысяч человек, что доказывает популярность этой музыки в России. В этом году в фестивале приняли участие музыканты из Москвы, Челябинска, Новосибирска.
А также зарубежные гости из Германии, Голландии, Франции, Польши и, конечно, Америки. Музыканты исполняли композиции в различных джазовых стилях, но все приятно удивляли качественным звуком и виртуозным исполнением. Особо сильное впечатление на зрителей произвели этно-джазовый квартет The Shin (Грузия - Германия) и ансамбль трубача Мишеля Марра и саксофониста Александра Пищикова (Франция - Германия - Россия). Для взаимообогащения национальных культур подобный фестиваль является значительным шагом. Это своеобразная дань джазу как искусству, объединяющему людей всех рас, профессий и возрастов. |