Первая премия MTV RMA, состоявшаяся в октябре прошлого года, как известно, вышла комом. Зрители в Кремлевском дворце жаловались на утомительный процесс съемки и плохую организацию. Телезрители были недовольны неувязками и заминками в трансляции. Имеющие уши слушатели сетовали на пародоксы в номинациях и неадекватные результаты премии. Некоторые артисты устроили дебош из-за плохих условий для живого выступления. В общем, недовольными остались многие. Хотя в целом заявка MTV оказалась довольно громкой. При всех недостатках церемония получилась зрелищной, в чем-то выгодно отличающейся от конкурентов (в первую очередь от Премии Муз-ТВ), а финальный аккорд - совместное выступление Queen и Земфиры с бессмертной "We Are The Champions" - многих заставил поверить в то, что RMA все же не безнадежна. Казалось, стоит MTV учесть все жалобы и предложения, по горячим следам исправить свои ошибки, и в следующем году премия получится что надо.
На RMA 2005 возложили немало надежд - но увы, первая, самая шаткая из них, рухнула еще за месяц до церемонии, на пресс-конференции, посвященной объявлению номинантов. После скандала вокруг недособранных бюллетеней для экспертного голосования стало ясно, что объективности от премии ждать не стоит. Впрочем, на нее и до скандала мало кто рассчитывал - даже если бы премии музыкальных каналов были исключительно честными (что на сегодняшний день уже кажется утопией), узкую аудиторию голосующих никак нельзя назвать репрезентативной. Тем более что вкусы зрителей MTV, как и вкусы зрителей Муз-ТВ, во многом формируют сами каналы, и формируют по-своему.
Оставалась надежда на хорошее шоу, которую изо всех сил подкрепляли организаторы церемонии. На той же печально известной пресс-конференции журналистам сообщили несколько многообещающих фактов: премия перебралась из неудобного зала Кремля наружу, к Васильевскому спуску, в специально возведенный крытый зрительный зал, все артисты будут выступать живьем (это организаторы заявляли с особой гордостью), для всех номеров будут сделаны новые версии песен, в общем - все по международным стандартам церемоний MTV. Кроме одной примечательной детали - прямую трансляцию премии (вернее, эфир "в хоккейном режиме", с небольшим сдвигом по времени) на MTV отменили. Так организаторы отреагировали на претензии зрителей к заминкам, ляпам и огрехам в прошлогодней церемонии. Вместо того, чтобы устранять проблемы, на MTV просто устранили прямой эфир (нет эфира - нет проблемы), предоставив себе три дня на монтаж и редактирование.
А журналистов, которые должны были присутствовать на самой церемонии "в реальном времени", честно предупредили: "Не относитесь к этому событию как к концерту. Все равно будет плохо. Зато телевизионный проект будет хороший".
По крайней мере, в этом прессу не обманули - оплошности в ходе церемонии случались постоянно, начиная от проблем с микрофонами и заканчивая оглашением победителя раньше остальных номинантов. Зато в том, что касается живых выступлений, организаторы своего слова не сдержали - некоторые артисты (в том числе приглашенные "звезды" Келли Осборн и 69 Eyes) беззастенчиво работали под фонограмму. Тех же, кто все-таки решился на живое выступление, подкосил плохой звук - Корни, например, с их импровизированного "25-го этажа" слышно практически не было. Заявление о "новых версиях" всех песен, разумеется, тоже оказалось преувеличением.
И все-таки надежда не умирала до последнего. Адекватной музыкальной премии не получилось, церемония награждения не задалась, но по крайней мере оставался шанс на эффектное телевизионное шоу - не зря же MTV отсрочило показ RMA на три дня, чтобы довести эфир до ума. Не зря же организаторы пожертвовали комфортом артистов и зрителей на Васильевском спуске - только бы телезрителям было хорошо...
Как оказалось - зря. 24 сентября, когда MTV наконец показало телеверсию своей премии, скончалась последняя надежда. Скончалась скоропостижно - еще во время показа красной ковровой дорожки. Казалось бы, из прохода по не самой большой дорожке за три дня можно было легко смонтировать что-нибудь приличное. Однако то, что показали телезрителям, даже по меркам прямой трансляции считалось бы позорным - периодические проблемы со звуком, постоянно вклинивающиеся кадры с одной и той же инертной кучкой "фанатов", откровенно неудачные планы и конфузные ситуации ("А вот только что прошел... Кто-то... Со спины плохо видно!"). Наконец, откровенно неинтересные ведущие, почти все - из нового малоопытного поколения ви-джеев MTV.
Телеверсия самой церемонии оказалась немногим лучше. Конечно, откровенные ляпы и заминки в эфир не попали - резали церемонию буквально по живому. Проблемы с плохой слышимостью тоже были исправлены. Но все-таки монтаж - не панацея от всех бед. Глупые шутки ведущих монтажом не поправишь и не вырежешь, тем более что большинство из них прописано в сценарии. Неудачные выступления, как, например, у группы Smash!! и присоединившегося к ней "фабриканта" Михаила Веселова, от монтажа и спецэффектов удачными не станут.
Жасмин и в телеверсии осталась "лучшей исполнительницей", причем операторам, как видно, не удалось заснять ни одного ликующего от этого факта человека, кроме самой певицы - в кадр попадали только недоуменные лица зрителей из VIP-ложи. И снова, как и на красной дорожке - неудачные планы, сумбурный монтаж, нелепый конферанс. Один из самых эффектных номеров церемонии - выступление Сереги на Красной площади в окружении нескольких черных "бумеров" - на экране смотрелся совершенно неубедительно из-за непродуманной съемки и бестолкового монтажа. То же касается и финального выступления триумфатора церемонии Димы Билана на Москворецком мосту. Ценность трехдневной подготовки эфира так и осталась неясной.
За пять минут до начала трансляции RMA 2005 канал Муз-ТВ хитроумно пустил в эфир запись своей премии, прошедшей несколько месяцев назад. Та же картина наблюдалась в прошлом году - одновременно с трансляцией RMA 2004 на канале-конкуренте шла Премия Муз-ТВ 2004. Вот только если в прошлом году отличия были заметны невооруженным глазом, то в этот раз церемонии выглядели удивительно похоже - тот же неуемный и неоправданный пафос (RMA закончилась гимном Российской Федерации в исполнении Юли Савичевой, "Иванушек International", "Корней" и других поп-артистов), столь же подозрительные победители (к примеру, "Открытием года" была названа малоизвестная, но протежируемая каналом группа FPS, а "Дебютом года" - певица Массква, раскручиваемая тем же PR-агенством, что и RMA), столь же сомнительные "звезды" на сцене (взять хотя бы смехотворную группу Санкт-Петербург) и главное - то же ощущение полной бесперспективности русской поп-сцены. |