Вслед за экс-лидером группы Swans Майклом Джирой в российскую столицу прибыла его бывшая любовница и соратница по генерированию темных энергий Джарбо. Как московская публика реагировала на концерт в стиле готик-индастриал с элементами спиритического сеанса?
Группа The Living Jarboe прибыла в Москву спустя всего несколько дней после визита Майкла Джиры - основателя группы Swans, с которой лидер The Living Jarboe по имени Джарбо работала с 1986 по 1997 год. В отличие от Майкла Джиры, две осени подряд представавшего перед москвичами в образе автора-исполнителя, философствующего с акустической гитарой в руках, Джарбо привезла в Москву тот род энергии, за который здесь любят Swans,- медленное помешательство, индустриальные реквиемы, гимны тотального распада.
Сначала на авансцене появилась бас-гитаристка Паз Ленчантин. Эта невысокая, гибкая и даже в известной степени сексапильная девушка была указана в афишах отдельной строкой как участница проекта бывшего лидера Smashing Pumpkins Билли Коргэна Zwan и сумеречной альтернативной супергруппы A Perfect Circle. Барышня сыграла интро с повторяющимся басовым ходом. За весь последующий концерт специально отмеченная участница концерта так и не продемонстрировала ничего, кроме уверенного ритма, за исключением нескольких минут, в которые девушка сменила бас-гитару на скрипку.
Вместе с Паз Ленчантин за ритм в The Living Jarboe отвечали целых два барабанщика. Количество музыкантов в ритм-секции в первую очередь объяснялось требованием жанра. Группа создавала вибрации такой мощности, что пребывание поблизости от сцены было для зрителя практически невыносимым. Барабанщики играли прямо и синхронно, к их убийственным залпам добавлял свои рубленые риффы гитарист Ник Ле Бан. Центр тяжести в композициях The Living Jarboe был смещен скорее в сторону Рихарда Вагнера и нацистских маршей, о традиционном рок-н-ролле вспомнилось, когда в середине концерта Ник Ле Бан все же пробежался пальцами по грифу, а ритм-секция ненадолго увеличила темп до скорости стандартного американского хард-кора.
Главная героиня концерта Джарбо находится на том опасном жизненном рубеже, после которого возраст уже не скрыть ни макияжем, ни одеждами темных тонов, скрадывающими недостатки фигуры. Еще чуть-чуть - и Джарбо перестанет очаровывать. Еще чуть-чуть - и контраст с ее фото времен союза с Майклом Джирой станет смертельно очевидным. Сейчас же все компенсирует ее фантастическая харизматика. Ниспадающие на плечи и грудь волосы ведьмы, воздетые к небесам руки, взгляд, с которым боязно пересечься, потому что в нем смешаны религиозный экстаз и наркотическое забытье.
Но основное оружие Джарбо - это ее голос. Певица действует на те же чакры, что и Диаманда Галас, при этом сила Джарбо не столько в диапазоне, сколько в объеме легких. Бесконечно тянущиеся ноты Джарбо в сочетании с размеренным магнетизирующим звучанием инструментов ее коллег воздействуют преимущественно на физиологическом уровне. Не зря на веб-сайте группы в разделе "инструменты" размещены изображения скальпелей, щипцов для разрезания костей и прочие хирургические приспособления. Не зря на пульте у звукооператора группы - датчик, замеряющий децибелы. Сила, которая давит на барабанные перепонки, находится у The Living Jarboe под особым контролем.
Сто - сто пятьдесят человек, которые собрались перед сценой Клуба на Брестской, получили именно то, чего не может сегодня дать им зачастивший в Россию Майкл Джира. Дух Swans успешно материализовался на концерте The Living Jarboe. Довольны остались даже те ценители мрачных стилей, которые на записях Swans треки с голосом Джарбо всегда проматывали. Певица точно почувствовала особенности аудитории и, когда ее вызвали на бис, посвятила последнюю песню концерта своему бывшему компаньону.
Качество московской публики вообще вещь специфическая. Концертная площадка Клуба на Брестской только на первый взгляд кажется не слишком большим помещением. На самом деле, когда здесь убирают столы, в зал легко набивается сотен пять народу. На концерте The Living Jarboe этого не произошло. Сразу за стоящими у сцены фанатами Swans начиналось пустое пространство, а еще дальше - пара столиков и длинная барная стойка. И казалось, что там, у барной стойки и за столиками, кипит совершенно параллельная жизнь. Звенели вилки и бокалы, люди фотографировали друг друга на сотовые телефоны и громко смеялись о чем-то совсем не готическом и не индустриальном. Эта мизансцена словно была перенесена из какого-то прокуренного паба, где аудиоряд выполняет исключительно вспомогательную функцию. Между тем The Living Jarboe играет музыку, требующую, подобно шаманскому ритуалу, полного погружения всех присутствующих. Это музыка, максимально удаленная от понятий "комфорт", "удовольствие" и "развлечение".
Сложно представить себе человека, пришедшего на сеанс черной магии, отдавшего деньги колдуну и при этом попросившего его включить трансляцию футбольного матча. Но в Москве такое возможно. На концерте оглушительной рок-группы сидящим спиной к сцене господам хотелось сказать: "Говорите, пожалуйста, потише!" |