США, 2005
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Том Уилкинсон, Лора Линни, Кэмпбелл Скол, Дженнифер Карпентер.
Молодая девушка (Дженнифер Карпентер) умерла после процедуры экзорцизма. Священника (Том Уилкинсон), проводившего ее, обвинили в убийстве, а девушку посчитали эпилептичкой. Собственно, дальше событий для пересказа не остается, потому что сюжет "Шесть демонов Эмили Роуз" составляет не развитие действия, но развитие мысли.
Авторы, остроумно соединив фильм ужасов с судебной драмой, не только большую часть картины показывают судебное заседание, но и само повествование ведут в форме суда. Свидетельство за и свидетельство против, и снова за и против – зрителям-судьям нужно решить, верят они происходящему или нет.
Впрочем, судя по героям фильма, беспристрастности как таковой быть не может, может быть лишь следование своим интересам или безразличие. Защитник Эрин Брюнер (Лора Линни) берется за дело, чтобы получить партнерство в адвокатской конторе; мотивы обвинителя Итана Томаса (Кэмпбелл Скотт) так и не проясняются окончательно. Потому что создатели "Шести демонов Эмили Роуз" изначально не беспристрастны, хотя и стараются создать такое ощущение. В пределах фильма они явно склоняются к точке зрения отца Мура
Дело даже не в обычных для фильмов об изгнании дьявола спецэффектах – с раздваивающимися голосами, вытекающими глазами и прочими адскими штучками вроде резко хлопающих дверей и останавливающихся будильников. Скорее, эта точка зрения проявляется в линии героини Линни, которая делает нечто необычно для адвоката – начинает по-настоящему верить в то, что защищает. Происходит это не из-за накапливающихся свидетельств в пользу ее подзащитного, а благодаря тем самым дверям и будильникам, которые, видимо, и зрителей должны настроить в ее пользу.
К чести режиссера Скотта Дерриксона надо сказать, что выбранная форма повествования и атмосфера (дождь, снег и туман, как полагается) работают на создание страха скорее психологического, чем физического (хотя любовь местных архитекторов к длинным унылым коридорам несколько настораживает). Однако для полного убеждения зрителей создателям нужно было бы, как делали это экспериментаторы 60-х, пропустить сквозь кресла в зрительном зале электрический ток, чтобы изменение их точки зрения совпадало в неожиданности и немотивированности с переменой в Эрин Брюмер.
Вложив в уста судьи оговорку о "фактах и возможностях" и вообще всячески осторожничая, создатели "Шести демонов Эмили Роуз", тем не менее, априори сделали священника персонажем, который должен рассказать "правду об Эмили Роуз". Суд – лишь удобная форма изложить ее, поэтому и фильм оказывается построен как "правдивый рассказ в лицах".
Не вдаваясь в философские рассуждения о правде, истине и доказательствах, можно наверняка сказать одно. Кино, в силу своей природы "фокуса в рукаве" – не лучший способ донести эту "правду", даже если поставить в начале многозначительный титр "основано на реальных событиях". Впрочем, в последнее время это, кажется, срабатывает – даже лучше, чем слово Римского Папы, заявляющего, что "все так и было". |