Сегодня знаменитой исландской певице Бьорк Гудмундсдоттир исполняется 40 лет. Поскольку свою первую пластинку она выпустила, когда ей было всего одиннадцать, получается, что музыкальная карьера Бьорк длится без малого три десятилетия. За это время она успела сделать много необычного и странного - в частности, на собственном примере показать, что и в мире поп-индустрии есть место непредсказуемому. Бьорк родилась в Рейкьявике, ходила в музыкальную школу и однажды один из ее преподавателей отнес кассету, записанную Бьорк, на местное радио. Ее первая пластинка сделала маленькую певицу популярной, правда, пока только в Исландии. Оформила альбом мама Бьорк, а отчим помог с гитарными партиями. Так что у певицы были весьма прогрессивные родители, временами даже слишком – иногда Бьорк просто уставала от развеселого тусовочного стиля жизни своей семьи.
Тем не менее прошло несколько лет, и Бьорк начала сама весьма активно тусоваться, участвуя в нескольких исландских группах: сначала Exodus, потом - Tappi Takarrass и Kukl. Чуть позже из Kukl получилась вполне себе знаменитая инди-группа The Sugarcubes. Это было содружество музыкантов, поэтов и художников, не очень похожее на типичную группу. Но, несмотря на веселое отношение The Sugarcubes к своему занятию (а может быть, благодаря ему), команда стала известной, и не только в Исландии. Первая пластинка называлась "Life?s Too Good" («Жизнь слишком хороша»). Сама же Бьорк не огранивалась участием в одних только The Sugarcubes. Так, в 1990 году она выпустила пластинку сумасшедшего исландского джаза под названием "Gling-Glo". В 1992 году The Sugarcubes решили разойтись, но для Бьорк основная музыкальная история только начиналась. В 1993 году вышла ее сольная пластинка "Debut", и Бьорк стала сенсацией, при этом для большинства слушателей это был первый ее альбом.
Его продюсировал Нелли Хупер, чуть позже к делу подключились Хауи Би и Трики, причем последний по итогам работы был в воспитательных целях побит ревнивым Голди, ходившим в ту пору у Бьорк в приятелях. Несколько альбомов спустя певица решила попробовать сыграть в кино, о чем, кажется, потом сильно пожалела и сказала, что ей одного такого опыта, пожалуй, достаточно. Съемки «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера длились год, и затем еще год Бьорк приходила в себя. Работа с титаном кино стоила ей сильного нервного истощения. Она даже подумала, что с музыкой пора завязывать тоже, но потом принялась потихоньку записывать альбом "Vespertine" (дома, на ноутбуке), и упаднические настроения постепенно прошли. Так что поет нынче, как и прежде, Бьорк Гудмундсдоттир своим удивительным голосом и выпускает диковинные альбомы. Прошлогодний, например, "Medulla", был построен целиком из звуков человеческого голоса. В этом году – тоже необычный продукт: музыка к фильму своего мужа, художника Мэттью Барни "Drawing Restraint 9".
Эта пластинка еще раз доказывает, что Бьорк – не только поп-певица и не плод продюсерского воображения, а музыкальное происшествие гораздо более крупного масштаба. |