Его работы известны всему миру своей экстравагантностью и скрытым вызовом одновременно и глянцевости знаменитостей, и будничному быту обыкновенных людей. Скандалить о его шедеврах перестали еще в 80-х годах, хотя они не переставали быть провокационными ни на миг. С гением Серрано просто смирились, не в силах описать мастерство этого чудака словами и приписать его фотографии к какому-то определенному стилю. Интрига фоторабот Серрано в том, что непонятно на кого они рассчитаны и как сформулировать их основную мысль. Вот ухоженные лица знаменитостей, они – немеркнущие звезды, личности. Напротив толпа, безликая и небогатая на индивидуальности. Через две фотографии ситуация меняется в корне: звезды кино превращаются в бездушных марионеток, а спешащие по своим делам горожане моментально преображаются в украшение всей Вселенной. Смеется ли ироничный человек с серьезным взглядом и объективом в руках над бедностью бомжей, благополучием президентов и тщательно культивируемой красотой моделей или делает их центром притяжения? Куда помещать его невероятные работы: в престижные журналы или пришпиливать на железные кнопки в полуподвальные фотолабораториях? Феномен Серрано в том, что он абсолютно гармонично впишется в любую атмосферу и обстановку, но украшать его творениями дом рискуют немногие – слишком высок риск быть превратно понятыми гостями, настолько индивидуален этот странный фотограф.
Безвкусица, оскорбление, гениальность, признание в любви – все это прячется в одной фотографии, полностью красной. Это всего лишь запечатленная кровь, но сколько же информации она себе несет!
Андрес Серрано не любит распространяться на тему, откуда он черпает сюжеты для своих фото-провокаций. Вездесущие журналисты тщательно искали что-нибудь экзотическое в детских годах фотографа, однако они-то меньше всего располагали к смелой импровизации. Мать растила его одна, держа в ежовых рукавицах и прививая почтенную любовь к церковным заповедям. Рос будущая знаменитость в Нью-Йорке, наблюдая за тем, как фанатичное поклонение святым граничит с развращенностью нравов и попранием библейских канонов. Окончив художественную школу, примерный мальчик Серрано не выдержал и запечатлел настоящую бомбу – дешевое пластиковое распятие сквозь призму мочи. В одно мгновение весть о неслыханной наглости и святотатстве облетело один из крупнейших городов планеты. Пока праведные католики негодовали, арт-деятели улыбались: разглядеть восходящий на Олимп талант после такого ошеломительного дебюта было невозможно. О молодом фотографе заговорили всерьез.
И он принялся воплощать самые дикие свои фантазии, вызывая у мировой общественности одновременно и рвотные реакции и восхищение. Библейская тематика прошествовала с ним по жизни, но совсем не так, как хотелось бы строгой родительнице. Он складывал кишки животных в кресты, фотографировал священников в неудачных ракурсах, шокировал мертвыми коровьими головами и утрамбованными человеческими мозгами. Его сумасшедшие, трупы, соборы долго не стираются из памяти и не позволяют найти объяснение того, что хотел сказать автор. Серрано не замкнулся в себе, но эмоции и мировосприятие он подает так иносказательно, что разгадать секрет его души, спрятанной на дно секретного сундучка-сейфа, просто невозможно.
Серрано прост, поэтому на его выставки не боятся идти даже непосвященные. Серрано немного обезьянничает перед модой, поэтому добрая половина его поклонников считает фотографа склонным к банальностям. Серрано любит шокировать, поэтому всегда уходит от формата: либо в цвете, либо в дизайне, либо в выбранном сюжете. Его бесполезно анализировать, о нем трудно говорить. При этом он старается оставаться всегда в гармонии с реальной жизнью, не улетая в мир грез. За ним приятно понаблюдать в отпускное время, подозревая, что на следующей фотографии можно увидеть собственное лицо. Это вполне вероятно, учитывая принципы работы этого гения от мира фотографии: Серрано привык работать со случайными людьми, выбирая свои персонажи на улицах больших городов. Это похоже на грандиозный магазин: хотите, ступайте в VIP-сектор понаблюдать за президентами и их гламурными подружками, а более скромным дорога открыта в ЭКОНОМ-класс, где красуются работяги и жители улиц.
Серрано универсален, но далек от массовости. Это эксклюзив, но не заносчивый, а потому пользующийся такой бешеной популярностью.
Специально для выставки в России Серрано провел фотосессию на московских улицах, запечатлев лица жителей столицы. Тем интереснее будет взглянуть на избранные работы мастера объектива, от ранних проб до последних снимков. Уникальная выставка Андреаса Серрано работает в Московском Доме фотографии до 8 января 2006 года.
|