Нынешний, шестой по счету международный фестиваль «Триумф джаза» оказался не настолько перенасыщенным, как прошлогодний. Однако как на пятом фестивале чествование юбиляра - музыканта и композитора Сергея Манукяна - не имело ничего общего с выступлением американского саксофониста Джеймса Картера, так и на нынешнем вряд ли можно было найти какую-то связь между частями однодневной программы.
Наиболее масштабным пунктом - как по продолжительности, так и по количеству участников - стала «Джазовая сюита для альта, саксофона и фортепиано с оркестром» Игоря Райхельсона. В качестве солистов выступили соответственно Юрий Башмет, Игорь Бутман и сам автор, друг обоих музыкантов, им сюиту и посвятивший. Аккомпанировали им, как не трудно догадаться, ансамбль «Солисты Москвы» и бутмановский биг-бэнд. Очевидно, что сюита должна была представлять собой результат слияния классики и джаза.
Впрочем, никакие особые откровения в ней не обнаружились, да и вряд ли ожидались. Пожалуй, правильнее всего охарактеризовать произведение Райхельсона как эдакую салонную музыку, в которой есть все, чтобы удовлетворить невзыскательного слушателя, причем с помощью как академических, так и импровизационных элементов. Тут побольше романтической благозвучности у струнных, там, наоборот, лучше добавить немножко атональности, здесь врывается медь, а некоторые участники биг-бэнда могут сыграть небольшие соло. Впечатления цельности от этого не возникало: не только сама сюита решительно распадалась на мало сообщающиеся друг с другом части, но и внутри ее частей не удавалось вычленить единую музыкальную идею.
Сильно расстроил звук альта: возникало ощущение, что Башмет играет вполсилы - в отличие от своего ансамбля. Кстати, наиболее эффектны были именно моменты, когда энергично вступали «Солисты Москвы», а потом к ним присоединялся биг-бэнд, правда, несколько заглушая струнников. Честно говоря, хотелось чего-то неожиданного, если не революционного, то хотя бы хулиганского - например, чтобы скрипачам и виолончелистам тоже предоставлялась возможность поимпровизировать, как трубачам и тромбонистам.
Перед сюитой, занявшей большую часть второго отделения, бутмановский оркестр исполнил пьесу на тему «Старинной французской песенки» Чайковского, назвав ее «Жанна д´Арк» (композитор использовал мелодию песенки из оперы «Орлеанская дева»). Эта попытка соединить разные направления также оказалась несколько затянутой и невразумительной, хотя солисты и были на высоте.
Первое отделение, начавшееся с краткого, заводного, но по манере достаточно попсового выступления вокального ансамбля Cool&Jazzy, в дальнейшем было отдано трио, состоящему из подлинных звезд американской импровизационной музыки, видных представителей направления под названием фьюжн, соединяющего элементы джаза и рока. Гитарист Ларри Кориэлл, басист Виктор Бэйли и барабанщик Ленни Уайт стали единственными зарубежными гостями фестиваля (если не считать живущего ныне в США Райхельсона) - заявленная в программе певица Патти Остин незадолго до мероприятия сильно заболела.
Интересно, что Кориэлл тоже занимался соединением джаза с классикой: обрабатывал произведения Равеля, Стравинского и Римского-Корсакова, но эта сторона его творчества на фестивале представлена не была. Если в первых номерах многие нюансы игры тонули в мутности общей музыкальной линии (усугублявшейся неважной акустикой), то эффектное исполнение версии хита Led Zeppelin "Black Dog" сразило публику. А окончательно покорила зрителей знаменитая тема «Утро карнавала» из фильма «Черный Орфей», которую Кориэлл сыграл на акустической гитаре.
В самом финале концерта состоялся джем, о котором американские гости не подозревали до последнего момента. Кориэлл и Башмет некоторое время перебрасывались краткими импровизированными музыкальными фразами, после чего альтист предложил гитаристу поменяться инструментами. Долгожданный хулиганский эпизод, впрочем, оказался сильно смазанным, намерение было интереснее собственно исполнения. В итоге органичного слияния классики и джаза нам в этот раз так и не показали. |