Автор статьи: Бондарева Елена (специально для http://www.openmusic.ru/).
Недобрым зябким мартовским вечером занесло меня вдруг не куда-нибудь, а в Центральный Дом Художника на презентацию аж двух новых альбомов от уже не новых рок-команд "Зерна" и "Ключевая". За стенами настоящая зима, а в зале - треть друзей и приятелей музыкантов и кое-кто из прессы. Все. Собственно, на мероприятиях подобного масштаба никогда не бывает лишних людей, что придает таким концертам специфическую ауру квартирников 80-х годов: ни тебе интриги, ни лишнего пафоса - тепло и уютно, что еще надо для счастья?
Первыми на сцену вышли совсем молодые ребята из брянской команды "Невесома". Волосатые и скромные. Было видно, что они волновались и очень старались. Надо сказать, в них было что-то такое, что заставляло слушать их внимательно - то ли намеки на драйв, просачивающийся сквозь волнение, то ли обаяние застенчивости. Но внезапно оборвавшееся их выступление после второй или третьей песни, так и не позволило составить о них полноценного мнения. Оказалась, что по каким-то неведомым причинам (надо думать, из-за малого количества купленных билетов) администрация урезала всем выступавшим в тот вечер концерт на час, а то и больше. Жаль, ведь ребята приехали издалека.
Далее на сцену вышла уже заметно более зрелая (во всех смыслах) группа "Ключевая". Взрослые мужчины с дорогими инструментами объявили: не смотря на то, что сегодня вечер презентации, выпуск альбома откладывается на какое-то время, и сегодня они просто поиграют для души . Ну да ладно. Ввиду отсутствия истинного ударника "Ключевой", паренек из "Невесомой" (ключевая - невесомая - не путать!!!) помогал старшим товарищам. Музыканты прямо на сцене подсказывали, что и как играть дальше. Новоявленный барабанщик держался достойно. Все вроде как неплохо получилось. Хотя судить о творчестве группы, ввиду ее абсолютной похожести на десятки других команд, стройно-клонированными звуками раздирающих эфир "Нашего радио", не представилось возможным.
После приторных песен о любви и о чем-то большем, на сцену был приглашен виолончелист Петр Акимов. Высокий, худощавый человек с нарисованной бабочкой на свитере, стал, пожалуй, самым ярким моментом сего концерта. Он был единственным, кто, судя по всему, не воспринимал на полном серьезе все происходившее и получал удовольствие от собственной игры. Не смотря на то, что в программе было заявлено целое эксклюзивное шоу Петра Акимова, из-заорганизационных проблем ему удалось сыграть всего две композиции, однако этот человек отнесся к сложившейся ситуации с юмором и иронией. Он сыграл не только собственную мелодию, но и нечто знаменитое из репертуара мамаши Бритни, пританцовывая и постоянно шутя. Мало, наверно, кто почувствовал, но именно в этих десяти минутах его выступления с классическим инструментом в руках, сосредоточилась вся доля рок-н-ролла (в прямом и переносном смысле), отведенная для слушателей на тот вечер.
Дальше - больше. После господина Акимова на сцене появились хэд-лайнеры концерта - группа "Зерна". Как мне показалось, они смотрелись еще старше и солиднее своих предшественников из "Ключевой". Первые секунды их композиции были украшены чистыми и четкими нотами, сидевшие рядом со мной люди уже было начали покачивать в такт головой, как вдруг вокалист запел, и прекрасное начало песни в момент разбилось о все ту же одинаковость и повторяемость мотивов аля "Наше радио".
Что играли музыканты? Рецензируя их творчество, можно перечислить все известные вам русские группы десяти - двадцатилетней давности, начиная от "Чижа" и заканчивая "Смысловыми галлюцинациями" - и все это будет тем, на кого они похожи на самом деле . Ни интересных с точки зрения музыкальности и аранжировок песен, ни запоминающегося шоу - ничего. Такое ощущение, что музыкантам просто лень напрягать воображение, лень работать, пусть не с многочисленной, но все же публикой, не смотря на весь их профессионализм. Так обычно утомленные работой родители, через силу, без выражения и огонька рассказывают на ночь избитые сказки своим чадам, что бы те отвязались и не мешали им спокойно отходить ко сну. В голове от подобного наплевательства начинают крутиться мысли о превратностях РОКА (в смысле, судьбы), и о преимуществах небытия над бытием.
Прокручивая в голове вечер, в целом, можно сделать следующие выводы:
1. Русский рок будет жить вечно! Рок-н-ролл умер, джаз умрет, даже "Фабрика звезд" умрет, а русский рок, как самый народный из всех видов искусств, будет передаваться из поколения в поколение. Почему? Элементарно, Ватсон! Русский рок - это просто! Для этого не нужно долго учиться в консерватории, иметь невообразимую харизму и кучу денег. Достаточно уметь писать. Причем можно писать не только стихи, а просто описывать рисунок кухонных обоев. И тебя поймут, ведь у каждого третьего такие же обои.
2. Когда тебе до тридцати и ты мечтаешь стать культовым музыкантом, то ты играешь в неизвестных клубах перед десятью, приведенными лично, зрителями. Когда тебе после тридцати, то ты мечтаешь стать культовым, играя уже в известном заведении перед двадцатью приведенными лично зрителями (это включая жену, пару детишек, любовницу и соседа по лестничной площадке).
3. Настоящее творчество, это не то, что у тебя наболело за долгие годы. И когда художники копируют картины - это тоже не творчество. Настоящее искреннее интересное творчество - это удовольствие в первую очередь. Удовольствие от проделываемой работы.
Одним словом, музыка будет интересной и востребованной только тогда, когда музыканты научаться ее любить. Стерпится - слюбится - этот принцип работает в ЗАГСе совхоза "Красная заря". Но к музыке это отношения не имеет. |