В воскресенье вечером завершился фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" - занятное мероприятие, девятый год проходящее в историческом центре Москвы. Кредо этого фестиваля - настоящая акустика и настоящие импровизации, сыгранные "головой и руками". Сыгранные безо всяких примет времени - диджеев, сэмплов и прочих вражеских "примочек".
Несмотря на столь "пуристичный", чисто акустичный настрой (или благодаря ему?), программа фестиваля привлекает все больше и больше народу. И даже молодежи. Это при том, что в эрмитажевской программе именно звезд импровизационной музыки, прямо скажем, немного. Легенды - были и есть. Лучшие наши джазмены также удостаиваются приглашения, причем играют как по отдельности, так и с иностранными гостями. Но именно больших имен, звезд вроде Маркуса Миллера или Дайаны Кролл, или актуальных новаторов типа Эрика Трюффаза, боюсь, нам придется подождать.
Но кто-то подсчитал, что за три дня сугубо джазовое, "взрослое" и правильное мероприятие посещает такое количество публики, которое обычно собирается на какой-нибудь немаленький роковый open air. Дело - в атмосфере. Не только в обманчивом августовском тепле и запахе листвы, которая скоро пожухнет, но и в настрое посетителей фестиваля. Все - от знатоков и коллекционеров ("виниловых наркоманов") до молодых чистеньких клерков и седовласых инженеров в железных очках, от музыкантов, пришедших посмотреть на коллег до просто праздношатающихся, от чудаков до чуваков (это джазовое слово, из лексикона стиляг) - пребывают в чудесно-благостном настроении. И - много детей.
В этом году в связи с отменой алкогольного спонсора на мероприятие стали пускать малолеток. И дети в одной компании с большими дядями и их блестящими инструментами вели себя хорошо - бегали, плясали.
Программа в этом году получилась довольно пестрой, с уклоном в интернациональные составы. Как кто-то заметил - "Игры компатриотов". Блестящий московский пианист Лев Кушнир аккомпанирует саксофонисту Гэри Томасу. Играющий бразильскую музыку московский коллектив ESH зовет постучать на бонгах виртуоза Селио де Карвалью. А экстравагантному черному вокалисту-импровизатору Майлзу Гриффиту аккомпанирует квартет барабанщика Олега Бутмана, причем Олег и Майлз познакомились и стусовались еще в Штатах. Та же история долговечной дружбы и взаимовыгодного сотрудничества - у американского пианиста Дейва Кикоски (которого заокеанские критики лестно сравнивают с Оскаром Питерсоном), часто у нас выступающего, с русским американцем Алексом Сипягиным. Ментальную и духовную близость этих музыкантов невозможно не услышать и не прочувствовать.
На третий день фестиваля (именно он документируется на CD и пленке) приехало телевидение. Снимали стенд-ап. Ангельского вида блондинка говорила в камеру, что "если ты думаешь, что джаз - музыка избранных потому, что ее сложно понять - ты ничего не понимаешь в джазе". Телевидение, конечно, упрощает и опошляет все, что угодно, но это похоже на правду. Тем более эта фраза - афоризм чуть ли не самого Луи Армстронга, который славился своими точными лапидарными высказываниями. Много воды утекло с тех пор, но по сути все верно. И полвека назад, и сейчас если ты думаешь, что джаз - музыка избранных - ты ничего не понимаешь в избранных.
Итак, девятый фестиваль завершился. В следующем году у славного события - юбилей. Уверен, организаторы угостят нас чем-то совсем сенсационным. |