Вчера поздно вечером концерт Мадонны в Москве все-таки состоялся. Возможно, кто-то и сомневался, что это произойдёт, поверив в то, что Мадонна в Россию не приедет, напуганная некой прорицательницей и страшными хоругвеносцами в черных костюмах. И не мудрено – концерт переносился, как космическая тарелка, в пространстве и во времени, изрядно напугав всех, кто решился-таки заплатить за то, чтобы причаститься «Откровениям» Мадонны.
Трибуны «Лужников» так и не были заполнены до конца. Билеты продавались до самого начала концерта. Ходили даже слухи, что их стали раздавать практически бесплатно. Но зритель был явно замучен этими очередями советского типа – сначала при покупке, потом при обмене, тем более, что билеты они покупали за немалые деньги. Да если еще и отстоял несколько часов за пропуском на шоу, - очень не хотелось бы, чтобы оно вообще не состоялось. Неразбериху с билетами во многом спровоцировала пресса, подхватывающая все, даже самые неправдоподобные подробности предстоящего действа: ведь организаторы, по традиции, не выдавали никакой информации. Неизвестно, делали ли они это специально для того, чтобы устроить «разогрев» публики за несколько недель до выхода Мадонны на сцену.
Официально «разогрев» в «Лужниках» устроил знаменитый британский диджей Пол Оукенфолд. Его полуторачасовой сет, по рассказам корреспондента «Коммерсанта», представлял собой дайджест дискотечных хитов последних 20 лет. Российских меломанов порадовали многочисленные семплы из узнаваемых отечественных песен – Земфиры, «ППК», «Технологии».
Многообещающее название мирового турне – Confessions Tour (Тур откровений) – было оправдано происходящим на сцене и на гигантских экранах. Мадонна была откровенна и не постеснялась продемонстрировать в видео-ряде свои рентгеновские снимки, которые она сделала, переломав кости на ногах при падении с лошади, - параллельно с фотографиями разбитых и забинтованных лошадиных ног. При этом сама дива была в костюме наездницы от Жан-Поля Готье и хлыстиком подгоняла своих танцоров во время исполнения хита «Like a Virgin».
Скандальный крест, украшенный, как и диско-шар весом в тонну, стразами Swarovski, не предполагал изначально никакого богохульства, о котором рассуждали представители Патриархата и радикальные ортодоксы, хором призывая православных не ходить на концерт. Его и не было. «Этот стразовый диско-крест, которым нас столько пугали, выглядел не религиозным символом, а поп-артистским объектом», - рассказывает автор «Коммерсанта».
Сама же Мадонна, как известно, призывает со сцены с терпимости разного рода – и религиозной, и политической. Символы конфессий и национальностей всего мира мелькали на сцене и на видео. Шоу, как и творчество певицы в последние годы, изрядно политизировано. Картинки с изображением человеческих страданий и проблемы, к которым они отзывали, были самые злободневные – СПИД, боевые действия на Ближнем Востоке, терроризм. Известна ее открытая критика в адрес политики американского президента.
В этой связи московское шоу «Откровения» ждало сюрприз, который должен был отличить его от предыдущих выступлений тура, у которого есть заготовленный «список воспроизведения», как рассказал нам музыкальный журналист Иван Чернявский. Мадонна тут снова была откровенна. Она решила обратиться к зрителям и сказала, что в США у людей нет возможности выражать свои мысли свободно, а в России уже 15 лет, как наступила демократия, поэтому у русских людей есть шанс воспользоваться этой свободой с умом. После этого она предложила зрителям вместе с ней исполнить знаменитую песню Джона Леннона «Give Peace a Chance» (Дайте миру шанс) - одну строчку «All we are saying is give peace a chance», имея в виду при этом то же значение слова «мир», что предполагал под ним Лев Николаевич Толстой. Однако среди присутствующих не оказалось то ли знающих английского языка, то ли настоящих меломанов – публика не поддержала эту задумку певицы и подпевала весьма вяло, несмотря на ее призывы.
По сообщениям очевидцев, о публике можно сказать, что это были в подавляющем большинстве не поклонники творчества поп-дивы, а просто любопытные. Раскрученное зрелище всегда привлекает зрителя, тем более если это зарекомендовавшее себя шоу мировой звезды первой величины. В результате на «Откровения» пришли посмотреть, в основной массе, люди, которые не только не знали строчки из Леннона, но и слова песен самой Мадонны, даже 20-летней давности вспоминали с трудом.
Не стесняясь откровенностей разного рода, Мадонна предстала во всей красе – и в разных образах. И в роли рокерши – в кожанке и с гитарой наперевес под песню с нового альбома «I Love New York». И в роли звезды диско – в костюме-клёш, вокруг которой по сцене катались танцоры на четырёхколёсных роликах. И под занавес исполнила «Hung Up» (на основе музыки АББА) в расшитом блёстками манто с надписью «Dancing Queen» из песни уже ставшей диско-идолом шведской группы.
На этом Мадонна завершила свое выступление. Многие, быть может, вздохнут с облегчением – «Наконец-то вся эта шумиха уляжется!». А другие тоже вздохнут, но с сожалением – когда ещё такая звезда к нам приедет, если такие шоу мирового уровня вызывают у российских организаторов подобный шок. Впрочем, будем надеяться, что выступление «откровенной» Мадонны создаст прецедент и исполнители самого большого масштаба не будут обходить стороной российской публики, которую хоть хлебом не корми – а дай зрелища. |