В минувшее воскресенье в культурном центре "Дом" выступили неошаманы из Нидерландов. Для интернациональной группы "mWWm", играющей в жанре этномузыки, выступление в Москве стало началом гастролей по России. Коллектив вроде бы небольшой, четыре человека, но пестрит разнообразием экзотических национальностей, культур и музыкальных инструментов.
Гитарные джазовые партии, сольные импровизации на флейте, блюзовые мелодии и экзотические африканские напевы - эта гремучая смесь этномузыки родилась в Амстердаме, где встретились четыре музыканта с разных концов света: уроженцы Сенегала, Ирана, Франции и Германии. Биографии участников группы не менее экзотичны и любопытны, чем их мелодии. Самая колоритная фигура "mWWm" - сенегальский солист Омар Ка. На московском концерте он пел на непонятном языке племени фула, играл на национальном инструменте нянюру, отдаленно напоминающем скрипку, и заставлял зал хором подпевать загадочное слово "малама".
Как выяснилось потом из разговора с Омаром, это были политические песни о его народе, а "малама" означает спокойствие, мир, братство - все то, что, по мнению Ка, исчезло из его страны с приходом цивилизации. "Я пою об Африке, которая была до прихода колонистов, до того, как арабы принесли нам ислам, а европейцы - христианство, - пояснил Омар в интервью "НИ". - Я за возвращение к старой исконной культуре". По словам Ка, в племени фула, кочующем между западными и восточными частями Африки, очень популярен жанр поэзии: "что вижу, то пою". Очень долго у них не было ни письменной культуры, ни радио, ни телевидения, и все новости передавались с помощью песен: каждый вечер кочевники собирались у костров и пели друг другу о событиях дня. Омар, придумывая стихи и музыку для группы, старается сохранить специфику сенегальского фольклора.
Забавно, что тексты Омара не понимают не только зрители, но и сами участники группы. "Мы не владеем языком фула, - признался музыкант из Германии Марк Албан Лотц. - Иногда Омар поясняет нам, что сейчас он поет о маме или об аллахе, или об Африке. Но это неважно. Ведь послание, которое есть в песне, всегда духовно очень сильное, совсем не обязательно понимать слова". Лотц так же, как и Омар, сочиняет музыку для группы, он флейтист и главный организатор "mWWm" (если расшифровать аббревиатуру, получится Mark.s Weird World music, что значит "странная мировая музыка Марка"). Он известен в Европе как исполнитель афро-кубинского религиозного фольклора, автор джазовых композиций и импровизаций в традициях индийской музыки. Для Марка это далеко не первый интернациональный проект: в Амстердаме он постоянно устраивает концерты и фестивали в этническом стиле с участием музыкантов разных стран. Так, по его мнению, вырабатывается универсальный язык, преодолевающий национальные, расовые, культурные границы - язык музыки.
На концерте в Москве Лотц поражал зрителей сольными импровизациями на разного вида духовых инструментах: в его руках появлялись то флейта, то бансури, то пикколо. Африканским напевам он добавлял европейскую рассудительность, стройность и гармонию, а иранский перкуссионист Афра Муссависаде, напротив, вносил в медитативную, шаманскую по своей природе музыку Омара нотки драйва и захватывающего безумия. Муссависаде владеет огромным количеством ударных инструментов. Московские зрители подвизгивали и прихлопывали, когда иранский виртуоз играл соло на бесчисленных тарелках, барабанах, трубочках и колокольчиках, извлекая из них заводные ритмы руками, палочками и даже кончиками пальцев.
А самый молодой участник группы, Рафаэль Ваноли, полунемец-полуфранцуз с итальянскими бабушкой и дедушкой, негромко аккомпанировал на гитаре, добавляя этому музыкальному этническому винегрету современности и клубного звучания. Если в начале концерта публика, вслушиваясь в мерные заклинания Омара, с трудом боролась со сном, то в конце музыкантам удалось добиться взаимности и симпатии: зрители танцевали, хором пели "Малама", хлопали и просили: "Еще!" В ближайшее время музыка племени фула зазвучит в Магнитогорске, Челябинске и Санкт-Петербурге. |