Автор статьи: Станислав Шарапов (специально для http://www.openmusic.ru/).
В трёх российских городах (С. Петербург, Москва, Псков) прошёл фестиваль голландского независимого искусства Dutch Punch 2006. Нам удалось посетить несколько мероприятий в Санкт-Петербурге.
Посторонним вход запрещен, или добро пожаловать в "Red Club".
Четверг, середина недели. После рабочего дня без бутылки пива даже нет настроения на телевизор, не то что на голландское искусство. Поэтому перед клубом приподнимаю себе настроение алкоголем. В заведении неожиданно хамоватая охрана, проверки на входе. "Туда не ходи, сюда не ходи, не суйся куда не следует! " – примерно такими же фразами можно начинить андроидов и заменить охрану - хорошая замена и экономия средств. Возможно, что они устали от неадекватности посетителей этого заведения. И ожидают такого же поведения от любого, кто посмел зайти на территорию клуба.
Осматриваюсь. В интерьере почти нет красного. И почему это Red Club? А, вспомнил, там есть красные шторы, отделяющие мягкие кресла от остального помещения, отчего пространство за ними становилось уютным и недоступным остальным посетителям. Начало концерта немного затянуто. Посетители томятся, собравшись небольшими группами, выпивают и неспешно беседуют. Многие из них говорят по-английски. Невольно подслушивая иностранную речь, понимаю, что и приезжие гости тоже немного скучают.
Озираемся по сторонам в поисках развлечений. Телевизор возле бара показывает чью то игру в GTA, мою любимую. Наблюдаю за ней. Спустя 10 минут неведомый игрок проваливает свою миссию. Мимо проходит Наташа - организаторов этого фестиваля, решая свои вопросы. Она с кем-то великолепно говорит по-английски, можно только позавидовать. А мне кажется, что на сегодня моя миссия провалена. Хорошо, что я предварительно выпил, это может скрасить мою неудачу.
Сижу в зале, смотрю на сцену, играет какой-то знакомый микс. Но что это? Музыка постепенно смолкает, световые установки обращают свои взоры на сцену и призывают нас сделать тоже самое. Быстро, плеская пивом и рассекая воздух люди наполняют зал. Спешу и я занять место поудобнее, продвигаюсь ближе к сцене.
Игра контрастов.
На сцену выходит Elle Bandita. Посмотрев её фото в интернете, я уже был настроен на что-то необычное. Но реальность оказалась гораздо интересней! Это худощавая девушка, одетая… Впрочем, скорее раздетая, обремененная только короткими шортами и минималистическим топиком. С первых минут меня сразу подкупает её неподдельная искренность и непосредственность в общении, а энергетика, исходящая от неё во все стороны, игновенно разгоняет усталость, вызванную томительным ожиданием начала концерта. Она говорит несколько приветственных фраз и без промедлений включает свой "4-х кассетный магнитофон".
Каждая песня начинается резко, почти неожиданно, и так же резко обрывается. Никаких долгих вступлений или мелодических проигрышей. При этом всё сопровождается невероятной работой мимики, большим количеством жестов, пританцовываний и подёргиваний. Когда её руки не заняты гитарой, она размахивает микрофоном. И несколько раз роняла стойку микрофона, которая чуть не падала на зрителей в первых рядах. Уверен, это было сделано специально. Своеобразная игра с публикой, эпатаж.
Глядя на нее, завидуешь: человек занимается своим делом, от которого получает огромное удовольствие. Даже большее удовольствие, чем мы, когда смотрим на него. После нескольких услышанных композиций пытаюсь определить музыкальный стиль: нарочитая простота ритмической линии, стёбный текст песен, отрешённость в манерах и звуке. Да это ж электроклэш в лучшем его проявлении! И присутствие в её репликах шуток про секс лишь подтверждает мою догадку. Ларри Ти был бы доволен (именно ему принадлежит авторство и право на это слово). Её поведение на сцене никого не оставило равнодушным. Вообще она много и искренне контактирует с публикой. Такого я не видел больше ни у одной из роттердамских команд.
После нескольких песен она говорит: - My next song is about sperm. But it’s not about ejaculation. So I don’t know the taste of sperm. Do you?!
Почему-то мужской голос из зала отвечает: - Like fish.
И она сразу продолжает шутку: - O, eah! You know it! So, I begin.
Её импровизация при работе с публикой способна творить чудеса. По-моему, она может расшевелить и толпу бабушек пришедших постоять в очереди или пожаловаться друг другу на тяготы жизни. Она бы и с этим справилась, если поставить перед ней такую задачу.
А чего стоят её самобичевания микрофоном! В паузах между вокальными партиями она крутит его и позёрски бьёт себя по заднице. Показывая своё отношение к себе самой и тому, что на делает, ну чем не электроклэш?
Лично я наслаждался каждым её жестом, каждым движением, каждой песней, каждой шуткой, вообще каждой минутой концерта. Собственно, как с начала концерта меня пригвоздило к стенке от смеха, так я там и оставался, не в силах оторваться от неё. И всё время меня сотрясали приступы веселья от этого потока остроумия и стёба над окружающим миром.
Абсолютно никого не оставило равнодушным пожалуй единственное слово по-русски, которое она выучила: "Наррркоманнн", произносимое с особой мистической интонацией и употребляемое по поводу и без повода. Так смешно и по-детски она зацепила этих людей, даже тех, кто вообще не понимал, что происходит, не учил в школе английский и не понимал её музыки. А после концерта из разных концов зала от расходящейся публики доносилось её фирменное "Наррркоманнн".
Вообще шуток в течение выступления было много, конечно она не могла обойти тему легальности наркотиков: "В Голландии мы курим, и это абсолютно легально. Но я знаю, что вы тоже это делаете." Смех из зала. Думаю, что на таких людях как она всё ещё держится Европа, закат которой пророчил Шпенглер в далёком 1918 году. И когда она уходит, как всегда оборвав свою песню на недоигранной ноте перегруженной электрогитары, зрителяохватывает восторг и он знает, что она ещё обязательно вернётся. Ибо её понимаешь всем сердцем и знаешь, что она не может поступить иначе.
На пустую сцену выходят молодые ребята. Находясь под впечатлением, посетители не особо обращают внимания на них. Обычные парни, очень похожи на местных рокеров питерских окраин. Долго настраиваются, поправляют технику. Наконец солист говорит несколько слов в микрофон, и они начинают. На сцене Fevedream, мои дорогие, прошу любить и жаловать. Хорошая и качественная музыка. Что ещё сказать про неё, после такого выступления. Нет, вы меня не поняли, после ТАКОГО выступления.
Ребята очень напоминают Nirvana: долговязость музыкантов, гитарные гифы, подростковая надрывность песен. Вообще в их музыке много гитар. Находясь в близости от динамиков, я был просто погружён в многообразие звучания гитарных струн. Их звук струился множеством потоком, распространялся в пространстве, отражался ото всюду и возвращался вновь. Это был настоящий концерт гитарного оркестра!
Несколько композиций меня даже тронули. Я думал, что моя быстро приобретённая влюблённость не позволит мне этого. Не знаю, но в любом, случае во время их выступления вы не будете скучать. Хорошие искренние ребята, хорошие песни, но всё как обычно. Может, после напора Elle Bandita это выглядит как "грустный медленный секс"? Может быть организаторы ошиблись, определив такой порядок?
Верю, не могу отказать себе в этом, что не ошиблись. Так же как верю в то, что эта девушка появится вновь. Быть по-другому просто не может! И вот снова появляется она. Просто перелезает через ограждение и поднимается на сцену из зала. "Мы вместе ехали в вашу далёкую страну" - говорит вокалист, затем произносит ещё несколько фраз, и они вместе исполняют следующую композицию. Разыгрывают по ролям какую то любовную историю. В текст не особо вслушивался, вы уж меня простите.
Это выглядело как одна большая импровизация. Возможно, что они прорепетировали несколько раз по дороге, но не более. Очень уж живо и искренне это было. Что ещё раз говорит об их огромной приверженности своему делу.
Отдельно хочу отметить работу световика клуба. Если честно, не ожидал, что когда-нибудь, обращу на это внимание. Мне очень понравилось. Великолепное чувство музыки. Не знаю, репетировали они или нет, возможно, этому мастеру и не требуется. Но он абсолютно всегда знал, где и как нужно переключить свет: когда нужно подсветить, когда нужно добавить трагизма красного, когда нужно всех облучить стробоскопом, а когда ослепить яркими вспышками на танцполе, либо совсем приглушить свет. Следуя музыкальному замыслу артистов, свет продолжал и овеществлял его.
В голландских традициях.
Видимо, это в лучших голландских традициях, обрывать песни и уходить не прощаясь. Fevedream делают точно так же. И только подошедшая охрана разъясняет нам, что концерт окончен, и надо бы освободить помещение.
Несмотря ни на что, от концерта остаётся потрясающее впечатление. Всем без исключения, кто неадекватен современной цивилизации, кто сопротивляется её культу потребления и всё ещё ищет уникальности, всем трижды must: must love, must have, must listen. И в первую очередь в отношении Elle Bandita. Лично проверю по партийным спискам! Возвращайся, мы будем ждать тебя. Наташа, умоляю, привезите её снова! А может я просто "наррркомаааан"? |