Автор статьи и фотограф: Михаил Шиянов (специально для http://www.openmusic.ru/).
В воскресенье московской аудитории были представлены две премьеры. Оба коллектива-дебютанта фактически представляли собой объединения известных музыкантов. Их музыка, отличная друг от друга все же каким-то парадоксальным образом дополняла друг друга. Дуэт виолончелистов плюс электроника и фольклорное трио пересеклись где-то вне пространства стилистических и жанровых различий. Поскольку и, те и другие исполняли музыку, смысл и действие которой не укладывается в линейки нотного стана.
Как обозначили организаторы, концерт состоял из двух отделений. В первом выступил коллектив, еще не успевший получить названия, но, безусловно имеющий на это право. Для виолончелистов Дениса Калинского и Алексея Толстова, также как и для Аркадия Марто, осуществлявшего поддержку гулом, хрустами и перезвоном с помощью электронной аппаратуры, это не был первый выход на сцену. Первые – участники хорошо известного коллектива «4`33» под управлением Алексея Айги, а также не менее интересной группы «Каприче», исполняющей музыку эльфов. Аркадий тоже музыкант со стажем, он играл в Мегаполисе и представляет половину состава группы Moscow Grooves Institute.
Музыканты сыграли пять или шесть коротких (по 5-7 минут) пьес, которые очень понравились публике. Музыка, которую исполняли два виолончелиста и электронщик, представляла собой нечто вроде звуковых иллюстраций к различным сюжетам. Сменяющиеся ритмы и техники, переход от низкого и загадочного звучания к почти надрывному метанию по всему грифу, напевность и минимализм создавали особый настрой, позволяющий рождаться визуальным образам. Примерно на половине выступления что-то в восприятии этого трио надламывается и техничные мажоры и миноры, легато и крещендо начинают прорастать ассоциациями.
В одной из композиций явственно слышались голоса, приглушенные, как будто поверяющие друг другу какие-то тайны. Голоса замирали и прерывались шагами, которые меняли тон беседующих и заставляли их сменять темы. В другой будто чудились порывы ветра, скрип пригнувшихся к земле деревьев, шорох облетевших листьев. Слышно было, как хлещет в стекло дождь, а вода на пруду пошла крупной рябью. Весь зал (а в ДОМ в этот вечер пришло совсем немного людей, поэтому было решено, что концерт дается для «искушенных») сидел как завороженный, с трудом выходя из оцепенения для того, чтобы отдать должное музыкантам аплодисментами.
Во втором отделении выступала группа Ярга (с ударением на втором слоге). Это тоже трио, двое из участников которого играют в группе «Ва-та-га». К Александру Леонову (вокал, духовые и струнно-смычковые) и Ольге Гайдамак (голос, скрипка) присоединился перкуссионист из Кишинева Марио. Марио играет на огромном количестве ударных инструментов, многие из которых сам и конструирует. В частности, экспериментируя с различным составом глины и режимами обжига, он изобрел уникальную методику создания глиняных барабанов, на которых также играл в этот вечер.
Обычно «Ва-та-га» играет при полном зале, однако, как было сказано, посетителей в ДОМе собралось немного. Все присутствующие условились отнести это на счет скверной погоды. Которая, тем не менее, не помешала трио Ярга блестяще отыграть свой дебютный концерт. В этом составе они стали в большей степени фолковым, даже по-своему «народным» ансамблем. Однако, без гитары, без элементов джазовой импровизации звук Ярги не стал беднее. Проще, безыскусней – возможно. Но вместе с тем, может, чище и легче. С приближением к истокам народной музыки изменилось восприятие самого материала. То о чем и как поет Ярга, как будто представляет собой некое неотделимое от общего потока жизни начало. Такое же естественное, как смена времен года, или рождение ребенка, жатва, или колыбельная.
В иной их песне слышится тяжелая и мощная поступь лесного зверя – музыка вполне в состоянии это передать тонально и ритмически. Сквозь другую композицию словно течет ручей, на берегу которого собираются девушки. Из звуков третьей прорастают цветы… Эти мелодии в настоящем смысле «экологически чистые», как барабаны Марио. Они переносят в сказочное, вневременное состояние и слушателей, и исполнителей. Туда, где встречается классика с фольклором, где подлинное творчество не рассыпается на направления и жанры.
Оба эти коллектива не случайно одновременно дебютировали на одной сцене. У них обоих есть общая причастность к какой-то «сновидческой» реальности, в которой и существует их творчество. Исключительно интересные группы. Но восприятие их все же доступно не только искушенным ценителям. Поэтому, есть надежда, что эти группы ожидает долгая и успешная творческая судьба. По-крайней мере очень бы хотелось. |