Фотографии Polar Bear и Cuts Too: Смотреть здесь>>
Автор статьи и фотограф: Михаил Шиянов (специально для http://www.openmusic.ru/).
Фестиваль TERRITORIЯ нельзя ругать. Просто по определению о мероприятиях такого рода не надо писать ничего плохого. Да у адекватного человека и язык не повернется, и перо не поднимется. «Территорию» организовали люди, которые безупречно ориентируются в искусстве (среди них и Кирилл Серебренников, и Евгений Миронов, и Чулпан Хаматова). Плюс категория устроителей с дореволюционным определением «попечители»: заместитель руководителя Администрации Президента Сурков, Швыдкой Михаил Ефимович и другие «официальные лица». За то, что эти господа, по примеру европейских стран, нашли общий язык и все-таки устроили фестиваль современного искусства – большое им всем спасибо и – слава небесам!
Благородный смысл фестиваля – всем сестрам по серьгам. Постарались порадовать театралов (наиболее успешно), показали хорошее кино (все-таки «Кирпич» и «Эйфория» - в пику «Меченосцу» – лучшие фильмы осени). Танцы, стихи, комиксы – никого не забыли. Концерты, наконец. За музыкальную часть фестиваля отвечал Борис Барабанов. Он собрал по сусекам земного шара и доставил в Москву таких исполнителей, что в другой раз не увидишь ни в столице, ни вообще в Содружестве. И что? Пустовато. В залах в смысле пустовато, с музыкой-то, будьте спокойны, все в порядке.
В субботу в «Апельсине» выступали две джазовые команды из британской столицы. «Следующая остановка – Лондон» объявил голос из-за кулис перед выступлением каждой из них (сказывается «метрошная» стилистика фестиваля). Первым играл Евгений (или Женя, как он себя называл) Стригалев со своей группой Cuts Too. Саксофон, клавиши, бас-гитара и ритм-секция. Музыка сложная как интегральное исчисление и красивая как геометрический фрактал. Все возможные стили джаза, и не только – регги, фанк, авангард расщеплялись на атомы и вновь причудливо соединялись. В результате создавались новые структуры в которых угадывались грустные песни без языка, перекособоченные марши и ностальгически-трогательные цирковые мелодии. Немногочисленные слушатели (в основном с бэйджами, указывающими на причастность к организаторам) сидя прямо на полу, коллективно пытались поверить эту гармонию геометрией. У кого получалось, у кого и нет, но все выглядели воодушевленно – и музыканты, и зрители.
Все сказанное справедливо и в отношении следующих участников, которым уступил место на сцене Женя. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что некоторые из музыкантов просто перешли из одного состава в другой. Ударник Себастьян Рошфор остался за своей установкой, а басист Том Херберт сменил гитару на контрабас. К ним присоединились два саксофониста и мастер спецэффектов, уже успевший поиграть на другом фестивальном мероприятии, Лифкаттер Джон. Началось выступление одного из хедлайнеров «Территории» - Polar Bear.
Зал понемногу разогрелся. Сидевшие так и остались сидеть, зато стали подтягиваться из глубины зала и от барной стойки новые зрители. Некоторые пытались подтанцовывать, а один виртуоз «свободного стиля» в течение всего выступления создавал вполне соответствующее музыке танцевальное сопровождение. Какая музыка – такой и танец: без очевидной логики, но с неоспоримым чувством, стилем и своей пластикой. Все-таки джаз – довольно «прохладная» музыка, несмотря на ураганные ритмы и надрывающиеся духовые. Но погруженный в непростые гармонии авант-джаза танцор всем своим видом доказывал обратное.
Тем же, кто остался наблюдать за игрой Polar Bear сидя, наверняка было интересно следить за манипуляциями Лифкаттера. С помощью своего «Мака» (для которого Джон, кстати, сам разрабатывает музыкальный софт) он извлекал нереальные шумы и звуки из гитары и воздушного шарика. Настройками своих синтезаторов он управлял с помощью джойстика от игровой приставки, что еще больше превращало звукоизвлечение в компьютерную игру. Чудесно смотрелось вблизи «старомодных» контрабаса и саксофонов.
Почему же все-таки так трагически незамеченным оказался этот весьма достойный концерт? Может сказался недостаток информации об участниках – все-таки ни тот, ни другой коллектив в Москве не знают. Может испугал «джаз»? А может зрители предпочли более традиционную атмосферу «Сити-джаза»? Вот и получился просто дорогой подарок любителям «свободного танца» - благо пространства было достаточно. Хотя музыканты точно были достойны большего количества слушателей.
А может фестивалю просто не достало профессиональных продюсеров? Людей, которые могли бы донести до вполне созревшей к подобным мероприятиям столицы, зачем нужно идти на джаз? На авант-джаз? А не по сотому разу на наших до дыр заслушанных «звезд». Причины есть. Ходят же на нойзовые фестивали, или того же Иштвана Гренчо. Будет хорошо, если в другой раз (надо всем загадать желание) к тандему «люди искусства+чиновники» присоединятся представители этой благородной профессии. И выступления заморских диковинок будут проходить при чуть менее пустынных залах. |