Автор статьи: Михаил Шиянов (специально для http://www.openmusic.ru/).
Если бы на Луне лет через сотню организовали «Наше радио», то там в рубрике «наше прошлое» обязательно крутили бы песни «Вежливого Отказа». Если эта славная станция дотянет до столетия на земле, то «Вежливый Отказ», репродуцированный с помощью генной инженерии, будет занимать первые строчки хит-парадов. Пока же группа, молчавшая три года, собирает большие залы и по-прежнему вызывает недоумение.
Русскому року, этот «ансамбль солистов» по родству – седьмая вода на киселе. Хотя «солисты» и поют словами русского языка и используют вполне привычные инструменты. Такое впечатление, что они это делают при помощи какого-то невиданного эффект-процессора, перекраивающего знакомые слова в незнакомые, а звуки приятные в непривычные. Как будто они только притворяются (не особенно стараясь, замечу) «своими», «нашенскими», а на самом деле чертовски «далеки от народа».
Группа, организованная примерно в одно время с «Алисой» и «Калиновым мостом» изначально была (и сейчас остается) ближе к литературным кружкам начала прошлого столетия, чем к року. Глубокое поэтическое начало плюс внимательное отношение к сценическому жесту определяет настроение самой музыки. На заре становления ансамбля на сцене размахивали тухлым мясом. Теперь сценическое мастерство проявляется в манере обращаться с инструментами, общаться с публикой и несколько отстраненно-ироничной позе. Вертинский-не Вертинский, а литературные чтения под аккомпанемент музыкальных сочинений современных авторов.
Если же ты спросишь вдруг, Что я люблю все-таки больше – Смех или плач? Я отвечу на лету, Что я люблю играть в мяч, И пошлю его ногой за черту…
Авторы следующие: Дмитрий Шумилин на басу, Михаил Митин на барабанах. Сергей Рыженко на скрипке. Роман Суслов поет и читает, играет на гитаре. Музыка со словами не подстраиваются друг под друга, а как два параллельных потока переливаются, то пересекаясь, то расходясь. Порой тесты рассыпаются на звуки, комбинируются неслучайным образом и сочетаются в словах индийских мантр.
Аа раай.. ра-доо иб-ра-хии, диб-раха ийаа... йра... ой, зарум-надууу...йее. яра-нно, ярии.. саха радаа..
Результат этого алхимического процесса одновременно и привлекателен, и сложен. Кого-то сразу завораживает магическим звучанием теста. Других притягивает музыкой. Но в зале слышны были и такие реплики: «Что-то ближе к концу я уже отвлекаться начал. Наверное, выпил мало». Я бы посоветовал запивать «Отказ» редкими сортами алкоголя. Что-нибудь, на манер «Парфюмера», полученное путем холодного анфлеража и сто раз подвергнутое возгонке. Шорохи и вскрики. Смешать, но не взбалтывать. |