Автор статьи: Надежда Франк (специально для http://www.openmusic.ru/).
Малколм Макларен относится к тому типу творческих людей, которые на протяжении всей своей деятельности слывут новаторами, а то и революционерами, и своими бунтами переворачивают весь мир. Идеолог Sex Pistols, он одним из первых решился покорить музыкальный Олимп, устроив для этого парочку сочных скандалов и вооружившись как минимум парой десятков красочных идей, дабы пощекотать нервы общественности.
Экс-бойфренд Вивьен Вествуд, именно он, по легенде, открыл ее талант модельера «высокой моды в стиле панк», попросив сшить костюмы для очередного выступления Джонни Роттена и компании. В начале 80-х Макларен экспериментировал с находящемся еще в младенческом возрасте хип-хопом, а после и вовсе занялся дизайном одежды, заявляя в интервью, что никогда не станет мейнстримом, подобно его подруге Вествуд.
14 декабря 61-летний бунтарь представил на суд посетителей клуба «Б-1» плоды всей своей творческой деятельности. За весь вечер сам Макларен ни разу не дотронулся до микрофона: концерт представлял собой демонстрацию видеоклипов и перфомансов на трех больших экранах, Макларен же расхаживал по сцене среди джунглей проводов, мониторов и прочего оборудования и изредка отдавал распоряжения двум своим помощникам, суетящимся у ноутбуков. Видимо, он вместе со зрителями решил еще раз пролистать свой путь от владельца крошечного панк-магазина до менеджера одной из самых известных в мире групп, а затем – до статуса влиятельнейшего в музыкальной культуре человека.
Ретроспектива творчества Малколма вполне логично началась с клипов Sex Pistols. К слову, по решению британского суда, Макларен не имеет прав на творчество некогда подопечной ему группы, а потому воспроизведение видео Sex Pistols может восприниматься как нарушение британского законодательства. Как известно, к авторскому праву и интеллектуально собственности Макларен относится совсем как российское законодательство – то есть, без должного внимания.
Помимо лондонских панков, публика имела возможность лицезреть на экранах молодую Джанет Джексон, Бой Джорджа, Адама Анта и обнаженных участников группы Bow Wow Wow. Старые, зачастую несуразные и столь непривычные для «pepsi-powered» современного зрителя МТВ клипы, обладающие своим особым очарованием, перемежались показами коллекций одежды от Макларена, чей стиль напомнил скандального французского модельера японского происхождения Реи Кавакубо. Как и уроженка Токио, Макларен любит заигрывать с объемами одежды, превращая своих моделей из стройных барби в этаких бесформенных пупсов. По подиуму манекенщицы передвигаются прыгающей походкой непоседливых детей, что придает показу динамику и зрелищность.
Особо удачливые из пришедших в «Б-1» поклонников творчества Макларена получили в подарок майки от маэстро: разбрасываемые со сцены помощниками Малколма футболки, по заверению организаторов, стоили не меньше 250$ каждая.
Свой хит «Buffalo Gals» Макларен счел необходимым продемонстрировать несколько раз. Записанный в начале 80-х шедевр перевел Макларена из ранга продюсера успешнейшего панк-проекта десятилетия в статус адептов только зарождающегося тогда хип-хопа. Композиция полностью соответствует духу 80-х, когда хип-хоп, с тех пор уже сильно видоизмененный, воспринимался, прежде всего, как музыка для уличных танцев.
Ближе к концу своего «выступления» Макларен решил явить зрителям этакую ретроспективу развития музыки, или, скорее, шоу-бизнеса, последовательно и незаметно показав этакое музыкальное резюме столетия: от хип-хопа и Sex Pistols до мурчания кабарешных певичек и Мэрилин Монро.
Даже на окончание представления маэстро намекнул публике с изяществом: «The end. Go home. Tomorrow will be...» - молчаливо сообщили экраны. Затем, словно подумав, добавили: «...Tomorrow will be another day...» |