Кадры, фотогалерея: «Переступить черту» (“Walk the Line”), 2005.
Фильм основан на автобиографии Джонни Кеша и его книге «Человек в чёрном»;
Режиссёр: Джеймс Менголд;
Сценарий: Гилл Дэннис, Джеймс Менголд;
Оператор: Федон Папамикаель;
В фильме использовались музыкальные композиции Джонни Кеша, Джун Картер, Хелен Картер, Боба Дилана, Габи Роджерс и других;
В ролях: Хоакин Феникс, Риз Уизерспун, Дженнифер Гудвин, Роберт Патрик и другие.
На наших глазах зарождается новый самостоятельный киножанр — музыкальный байопик. Это уже не просто жизнь замечательных людей, только под гитару, это отдельное направление в искусстве, со своими законами и неповторимыми чертами. Жанр элитарный, заключённый в невероятной тщательности подхода, не терпящий ни малейшей фальши и требующий огромной любви не только к главному герою, но к его музыке, к тому времени, к почитателям его таланта и просто к зрителю. Чего может быть проще — взять автобиографию любого музыкального идола, накидать побольше душещипательных деталей, рассказать про пагубное пристрастие к наркотикам, нищее детство, доблестную службу в армии, рвущийся наружу талант, восхождение на Олимп и, на самой пафосной ноте быстренько попрощаться со зрителем, не забыв упомянуть, когда Имярек умер. Да, рецепт несложный, но итогом его будет — фальшь, профанация, немотивированный бурлеск, снятый за зарплату, а не за совесть. В этом отношении жанру музыкального байопика везёт больше, чем байопику, например, кинематографическому. Везёт загоревшимися идеей художниками от кино, актёрами, режиссёрами и операторами, которые с достоинством взваливают на себя полновесное бремя чужой полувековой славы и, не пытаясь выехать за её счёт, берутся заново влюбить в Рэя Чарльза или Джонни Кеша с Джун Картер зрителя, который, быть может, никогда до сих пор о таких не слышал. И тогда актёр становится тенью своего героя, по-настоящему оживляет его перед нами, оживляет его песни и его музыку, оживляет ту давно ушедшую эпоху и те, вроде бы чужие и далёкие, но теперь уже свои и близкие — трагедии, драмы, влюблённости, триумфы и падения.
А раз так — уже и не совсем важно, что именно это за музыка, что именно это за эпоха и что именно это за человек. Смотри на экран, впитывай, вкушай от источника — ту самую искренность.
Хоакин Феникс, прошедший горнило «Гладиатора» и уникальную школу М. Найт Шьямалана, показал себя в «Переступить черту» таким могучим драматическим актёром, что его номинация на «Оскар» представляется логичным продолжением золотой статуэтки Джейми Фокса в прошлом году. И дело тут даже не в римейках оригинальных песен, не мимическом копировании Джонни Кеша, и не в его характерной манере поведения на сцене, с тщательностью воспроизводимой Хоакином Фениксом, дело в какой-то внутренней отождествимости того, что мы видим на экране, с тем, что мы можем прочитать в автобиографии и увидеть на старых концертных записях. Потрясающая энергетика исполнения, внутреннее напряжение, видимая глазу тяжесть на плечах. Это — сильно, это невероятно сильно.
Партнёрша Феникса Риз Уизерспун тоже ни на йоту не отстаёт, поддерживая тонкую магию имперсонации, причём удивляет при этом зрителя куда сильнее — это уже не блондинка в законе, серьёзнейшая драматическая роль, и снова более чем логичная номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль.
Итог — ещё один достойнейший представитель жанра, одна только музыкальная дорожка которого стоит дорогого. Что же касается оскаровских притязаний — через две недели мы знаем, за кого будем болеть. До встречи в кино. |