Стивен Гэгэн, вошедший в современную кинематографическую историю как лауреат премии Оскар за сценарий к фильму «Трафик» Стивена Содерберга и создатель драмы «Покинутая» с Кэти Холмс в главной роли, затеял игру по-крупному. Его новая работа «Сириана», стартующая в наших кинозалах сегодня, - политический триллер, затрагивающий насущные проблемы нефтяного бизнеса и «восточный вопрос».
Все чаще звучит неожиданное, применительно к работе Гэгэна, определение: «Авторское кино». Хотя режиссер сделал все возможное для того, чтобы лента была интересна массовому зрителю. По-разному обаятельные Джордж Клуни (которому до начала съемок пришлось поправиться на 15 кг и стать неузнаваемым на афишах, а в процессе съемки сцены пыток «заработать» повреждение шейного позвонка и как результат - две операции и постоянные мигрени), Мэтт Дэймон и Джеффри Райт мгновенно располагают зрителя к своим героям. Съемочная группа «Сирианы» ради большей натуралистичности объехала весь мир, работая в местах, где атмосфера буквально перенасыщена резким осуждением американцев и их политики. Страны Ближнего Востока, Женева, Дубаи и Африка – это лишь часть маршрута кинематографистов. Бюджет в пятьдесят миллионов долларов позволил фильму быть не только реалистичным, но и красивым. Однако отсутствие сюжетной цельности и обилие драматических линий, параллельных основной, отягчают восприятие фильма.
Да и не каждый зритель вынесет слоновью – полуторачасовую - порцию зубодробительного политического анализа. Неудивительно, что «Сириану» показали на «левополитическом» Берлинском кинофестивале.
Гэгэн прогадал с компроматом. То, что крупные политики, заседающие в Вашингтоне, манипулируют массами ради «золотой пыли», шпионы-энтузиасты ЦРУ однажды переживают творческие кризисы, нефтяные брокеры костьми ложатся для совершения «сделки века», у адвокатов периодически просыпается совесть, а уволенный богатыми дядями восточный паренек уходит косить доллары с террористами – обо всем этом каждый день рассказывают в новостях. Режиссерская находка – превратить стечение обстоятельств, переплетение жизней этих персонажей в страшную бомбу замедленного действия для всего мира. Исполнители главных ролей ставят в заслугу режиссеру именно документальность и неоднозначность картины. Мэтт Дэймон признался на открытии 56-го Берлинского кинофестиваля: «Фильм совсем не похож на то, что обычно производит Голливуд, особенно если речь идет о крупнобюджетном кино… В нем достаточно сложные характеры, и это тоже нетипично для Голливуда, где, как правило, не хотят слишком «грузить» зрителя.
Там ведь обычно все просто: вот хороший парень, а вот – плохой. В "Сириане" ничего такого нет, этим она и хороша. … это как раз то, чего я искал: действительно сильный сценарий, действительно умный режиссер. И отличная роль».
Зритель вяло среагировал на фильм Стивена Гэгэна – картина собрала лишь 47 миллионов долларов. Зато американская критика назвала «Сириану» лучшим фильмом ушедшего года, а киноакадемики это подтвердили, дважды номинировав фильм на Оскар. |