Лирическая комедия «Питер FM» рассказывает о любви. В эпоху мобильной связи...
Только что вышедший в прокат фильм Оксаны Бычковой можно было бы с успехом назвать не именем вымышленной питерской радиостанции, а названием какого-нибудь оператора сотовой связи или фирмы, производящей мобильники. Потому что «Питер FM» - картина не о радио, а о телефоне. В фильме довольно много песен (их исполняет современная группа «Город 312»), но главным саундтреком ленты, безусловно, является классическая композиция Гребенщикова «2-12-85-06». В фильме есть момент, когда героиня пытается вспомнить мелодию когда-то знаменитого хита «Аквариума»: «Ну помните, песню Гребенщикова про телефоны…» В зале кинотеатра «Победа» песню явно никто не помнил - на предпремьерный показ, устроенный радиостанцией «Европа плюс», в основном пришли те, для которых Гребенщиков в лучшем случае - уже отпевший свое музыкант, а в худшем - вообще никто.
Это зрители, для которых мобильные телефоны существовали всегда, а строчка из песни Пугачевой «и переждать не сможешь ты двух человек у автомата» нуждается в культурологическом комментарии. Какого автомата? Непонятно… В техническом отношении мы живем совсем в другую эпоху. А в лирическом?
Собственно, фильм и рассказывает о вечном в меняющемся мире. Лирический герой Гребенщикова поет: «Но я не знаю, как идет сигнал, я не знаю принципа связи… Оксана Бычкова в своей дебютной картине как раз и занимается исследованием это «принципа связи».
Два слова о сюжете. В жизни двух незнакомых друг с другом питерцев скоро произойдут важные события. Он - должен уехать за границу на престижную работу, она собирается выйти замуж. Она не очень любит своего жениха, он - не очень хочет покидать родной город. Завязкой сюжета служит момент, когда главная героиня (актриса Екатерина Федулова) теряет свой телефон, а главный герой (Евгений Цыганов) его находит. С этого момента перед зрителем разворачивается ряд избитых сюжетных ходов, когда двое предназначенных друг другу людей хотят, но не могут встретиться. То он опаздывает на свидание, то она… каждый поворот сюжета предсказуем, и поэтому фильм в какой-то момент становится скучно смотреть. Скучающий зритель ждет, когда же, наконец, заветный телефон упадет в воду, и он действительно падает, потому что герой так долго и упорно ходит по берегу Фонтантки, что ничего другого произойти просто не может. Ждет зритель и Владимира Машкова, который, как сказано в титрах, снялся в этом фильме.
Машков действительно появляется в кадре, но… всего лишь на 30 секунд. На мой взгляд, сцена с секс-символом современного российского кино - одна из самых остроумных уловок режиссера - никто не сможет сказать, что Машков не играет в фильме…
А в остальном - «Питер FM» - слабая копия «Прогулки»: тот же город, та же тема и даже бесконечно звонящий мобильник - все повторено, вплоть до Евгения Цыганова, который у Оксаны Бычковой сыграл того же героя, что и у Алексея Учителя. Разница - в настроении. «Прогулка» - фильм динамичный, местами серьезный до трагизма, с явным социальным подтекстом, а «Питер FM» - легкая молодежная комедия. Легкая, как легкая музыка в FM диапазоне. Может быть, самое удачное в фильме - его название. Потому что «Питер FM» - это не только имя радиостанции, на которой работает диджеем главная героиня. «Питер FM» - это соединение старого города с современным форматов молодежной жизни, пересечение вечного и юного.
Как в передаче Артемия Троицкого «FM Достоевский». |