Автор статьи: Мария Татаурова (специально для http://www.openmusic.ru/).
«…Мы вовсе не собираемся разрушать Ваш старый мир. Мы собираемся построить новый».
Стругацкие, «Гадкие лебеди», 5 гл.
11 октября в «СИНЕ ФАНТОМ» состоялся предпремьерный показ фильма «Гадкие лебеди». В основе сценария «Гадкие лебеди» лежит повесть о городе-призраке с интернатом для одаренных детей. Там подрастает племя молодое и пугающе странное, чьими учителями являются существа «мокрецы» - то ли мутанты, то ли пришельцы. В городе происходит беспричинное изменение климата, напоминающее вселенский потоп. Естественно, вокруг вьются бесчисленные комиссии, изучающие эту аномалию, спецслужбы и спецагенты. Герой фильма, писатель Виктор Банев вынужден вести собственное расследование этой ситуации, так как среди детей интерната находится его дочь. По сути, он включается в борьбу не только за судьбу конкретных детей и своей дочери, но и за ту форму Будущего, которое выберет человечество.
Ценители творчества братьев Стругацких с помощью блестящей режиссуры Константина Лопушанского и впечатляющего музыкального оформления Андрея Сигле (продюсера и композитора картины) смогли на себе ощутить всю таинственную атмосферу легендарного города, оказавшись как бы внутри него. Однако данная экранизация заметно отличается от книжной вариации - введены новые персонажи, изменены имена героев и концовка фильма.
«Залог хорошего фильма – как можно дальше уйти от литературного произведения», - комментирует Константин Лопушанский. И, действительно, главное сохранить идею - насколько общество готово принять то, другое, не типичное.
По признанию Константина, основной задачей было снять фильм так, как еще никто не снимал. Как известно, большая часть художественного пространства была обрамлена водой, и экранизировать это было весьма сложно. Съемки проходили при дожде, и для каждого актера было приготовлено по 5-6 комплектов белья. Но все же самым трудным оказалось воссоздать саму фактуру воды. Специально для этого были приглашены художники и осветители, создавшие необходимые спецэффекты для фильма.
Главных героев фильма - детей и мокрецов, - нельзя назвать плохими или слишком хорошими. В школе, где мокрецы обучают детей, всегда царит мрачноватая атмосфера. Писатель Виктор Банев, отец Иры (по книге - прим. автора), попав по приглашению на урок, чувствует себя среди них не «в своей тарелке», их высокопарные речи пугают его, а вопросы часто ставят в тупик. Однако дети не случайно пригласили на свой урок именно его, ведь «каждый известный писатель выражает идеологию общества или части общества», вероятно, поэтому его искренние и наивные слова подкупили детей, которые жестоки, но «только теоретически». Они лишь отстаивают свою идеологию, ведь любая новая позиция в некоторой степени жестока к тому миру, в котором рождается. Даже если их уничтожить, то, как говорит Лопушанский, придут новые «мухи, бьющиеся в стекло».
Несмотря на всю одаренность детей и их стремление изменить мир к лучшему, в фильме снова победили взрослые. Все одинаковыми быть не могут, вероятно, именно в этом суть поражения вундеркиндов. Одним из самых важным моментов картины можно назвать сцену в бункере, где Ира впервые за весь фильм обращается к Виктору: «папа, почитай, потому что страшно» - из сверхсущества страх снова превращает её в ребенка.
Наиболее ярко Лопушанский отразил проблему современности в эпизоде, где к Ире обращается медсестра: «Ты должна быть как все…», - это побуждает к отказу от детских идеалов... Финальная сцена, где Ира стоит у окна и бессмысленно водит своей рукой по его поверхности, стирая либо пыль, либо туман, за которыми скрыто ночное звездное небо, говорит о трагическом конце, который переживают многие дети из-за того, что их хотят сделать обычными людьми, с их простыми тревогами и надеждами.
Но не так уж все безнадежно, все можно исправить, если пойти по правильному пути… Однако есть ли он? |