Россия. 2005. 117 минут.
Авторы сценария Сергей Астахов, Дмитрий Котов по повести "Работа для палача" Олега Погодина
Режиссёр Егор Михалков-Кончаловский
Оператор Антон Антонов
Художник Денис Куприн
Композитор Виктор Сологуб
В ролях: Евгений Миронов, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Виктория Толстоганова, Любовь Толкалина, Юрий Беляев, Сергей Габриелян, Александр Мохов.
Напрасно прокатчики этого фильма стали рекламировать его как "остросюжетный боевик", да и авторы скорее всего склонны считать "Побег" криминальной драмой, пусть и с экзистенциальными мотивами. А картина практически с начала действия движется в сторону мелодраматического триллера, пока не превращается.....
ближе к финалу в типичнейшую мелодраму, где даже детективные моменты сюжета постепенно оттесняются на второй план. Конечно, важно узнать, поймает или не поймает полковник Пахомов сбежавшего по пути следования в тюрьму Евгения Ветрова, бывшего хирурга, получившего срок за убийство своей жены, которое он не совершал (о чём зрители как раз ведают), и сможет ли этот "безвинно виновный" добраться до Москвы, чтобы лично провести дополнительное расследование и доказать собственную непричастность к преступлению. Но куда значимее оказываются, по крайней мере, для трёх мужских персонажей (третьего не станем упоминать ради сохранения криминальной тайны) родственно-семейные связи с теми людьми, из-за кого они готовы фактически на всё, пытаясь во что бы то ни стало добиться намеченной цели.
Ветрову нужно непременно выжить и найти истинного убийцу - ради отмщения любимой супруги Ирины, от которой он словно получает с того света наставления и поддержку, что не позволяет сдаться на милость трагическому стечению обстоятельств. И надо сказать, что после всех несчастий, которые однажды свалились на преуспевающего "гения медицины", Евгению действительно начинает везти уже по законам мелодрамы, когда сильно пострадавшему и многое перестрадавшему должно быть даровано особое прощение. А вот Пахомов, довольно быстро сообразивший, что преследуемый вовсе невиновен, хочет сохранить Ветрову жизнь, отнюдь не подозревая о том, как опять же мелодраматически это отзовётся в его личной жизни, где вполне хватает волнений и переживаний из-за болезни дочери-подростка. Впрочем, и третий из героев, как выясняется, тоже движим несдержанными "мужскими чувствами" в своих деяниях, но только безвозвратно переходя ту грань, что отделяет проступок от преступления.
Творцы "Побега", с одной стороны, явно подставились под огонь критики, немало позаимствовав прежде всего из американского "Беглеца" с участием Хэррисона Форда и Томми Ли Джонса, так что впору трубить громогласно о наглом плагиате и даже требовать вчинения судебного иска по отношению к российским кинематографистам. Или же предъявить им мелочные придирки по части сюжетных и логических неувязок, хотя и триллеры, и особенно мелодрамы нередко строятся на всевозможных допусках и условных предположениях, без которых довольно трудно соблюсти жанровую "чистоту эксперимента". Если уж говорить о существенной натяжке в "Побеге", так лишь о том, что в России суд скорым не бывает, и за то время, пока вели бы следствие по делу и доказывали вину московского хирурга, много бы чего изменилось, а в его прежней квартире точно не осталось бы всё в поразительной неприкосновенности - ну, просто как в Америке!
А с другой стороны, нескрываемые ассоциации и аллюзии с голливудскими образцами судебно-криминального кино были обязаны выполнить функцию своеобразной приманки для наших современных зрителей, которые (чего греха таить) теперь воспитаны на западных аналогах.
Гораздо удивительнее то, что отечественные журналисты и критики, которые отнеслись снисходительно к различным неувязкам, допустим, в "Ночном дозоре", попутно выдав ему индульгенцию на право откровенно перепевать блокбастеры из Голливуда, вовсе не пожелали заметить за "зрелищными уловками" создателей "Побега" тех инвариантов расхожих схем и шаблонов, что именно и отличает разные произведения, вроде бы вынужденные придерживаться канонов жанра. В общем, за деревьями не увидели леса! Начали почему-то твердить про тайгу, хотя на экране - лишь ландшафты среднерусской возвышенности.
А всё это кино сводится в итоге к мелодраматической тоске российского мужчины по родственной душе - будь то жена, ребёнок или верный друг, который никогда не предаст. Что и было интуитивно выражено в рисунке дочери полковника Пахомова, изобразившей одинокого человека в лодке, пусть она никогда и не видела, как Ветров плыл по озеру, спасаясь от преследователей, но ещё и обретая утраченную веру в самого себя и в то, что всё-таки стоит жить. В этом плане фильм действительно можно посчитать экзистенциальным. |