В Государственном Кремлевском дворце дал единственный в Москве концерт легендарный французский композитор Мишель Легран. Число фильмов, к которым он написал музыку, перевалило за 200, не считая песен, мюзиклов и симфонических произведений. Но до сих пор его главными хитами остаются мелодии к "Шербурским зонтикам" и "Девушкам из Рошфора". Он, единственный из композиторов, удостоился трех "Оскаров" и пяти "Грэмми" за музыку к кино. С Мишелем Леграном специально для "Известий" побеседовал Юрий Коваленко
Известия: Вы все чаще приезжаете в Россию, где, кажется, вас любят и ценят еще больше, чем во Франции...
Мишель Легран: Меня только радует, если это так. Русская публика ужасно симпатичная... Я еду в Россию с моим сыном Бенжаменом - замечательным певцом и с группой джазовых музыкантов. Сам я буду играть на фортепьяно. Мы исполним исключительно мои произведения - как хорошо известные в вашей стране, так и совершенно новые, которые я недавно сочинил.
Известия: Чем же отличается российская публика от французской?
Мишель Легран: В целом русские более восприимчивы к музыке. Это связано, на мой взгляд, с тем образованием, которое они получают в раннем возрасте. Французы тоже музыкальны от природы, но у них нет культуры, которой обладают ваши соотечественники.
Известия: Почему же русская эстрада остается неизвестной на Западе?
Мишель Легран:Действительно, мы во Франции немного знаем только Аллу Пугачеву. Это происходит по той печальной причине, что в мире правит плохая американская музыка. И это при том что у американцев есть великолепные вещи - джаз, "кантри", народные песни. Но мы обречены слушать только их рок-н-ролл, который я презираю. Да и в самой Франции сегодня наибольшей популярностью пользуются исполнители рок-н-ролла, а не французских песен.
Известия: И кто же эти уцелевшие шансонье?
Легран: Ваш покорный слуга... Я бы также назвал недавно умершего Клода Нугаро, Франсиса Кабреля, Шарля Азнавура, Жюльена Клера, Мишеля Жонаса. Вот, пожалуй, и все. Но это не значит, что французской песне угрожает исчезновение - ее ценят в самой Франции. Сам я скорее исключение - в том плане что меня знают во всем мире благодаря моей музыке к кино.
Известия: Вы выступали с самыми выдающимися исполнителями - от Мориса Шевалье и Фрэнка Синатры до Дианы Росс и Лайзы Миннелли. Кто произвел на вас наибольшее впечатление?
Мишель Легран: Барбра Стрейзанд - самая удивительная и гениальная певица из всех, которых я знал.
Известия: Вы увенчаны не только "Оскарами" и "Грэмми". Россия вас тоже не забыла...
Мишель Легран:Да, меня наградили российским "Золотым орлом", который вручил мне Никита Михалков. Он и его брат Андрон Кончаловский - мои большие друзья...
Известия: Есть ли какие-то совместные проекты с российской стороной?
Легран: Я сочинял музыку для российского телефильма "Янтарные крылья" и, если мне предложат сотрудничать, с удовольствием напишу новые песни. Кроме того, много лет я выступаю с замечательной певицей Тамарой Гвердцители.
Известия: Что побудило вас сочинить ораторию для оркестра, хора и солистов на тему "Декларации прав человека"?
Мишель Легран: Это был заказ правительства в 1989 году по случаю 200-летия французской революции. Я ее написал, потому что права человека, зафиксированные в этой Декларации 1789 года, остаются для меня чем-то святым.
Известия: Правда, что однажды вы сочинили музыку, оказавшуюся при ближайшем рассмотрении гимном Советского Союза и России?
Мишель Легран:Помню, меня преследовала услышанная где-то мелодия, она мне очень понравилась, и я даже подумал развить ее тему. А потом я напел ее своему приятелю, который, возмутившись, обвинил меня в плагиате, сообщив, что это гимн вашей страны.
Известия: У вас французская фамилия и армянские корни. Если не ошибаюсь, одного из ваших предков звали Тер-Микаэлян?
Легран: Отец моей матери был армянином, которому пришлось бежать из своей страны в 1915 году во время турецкого геноцида. Он добрался до Франции, где женился на моей бабушке - француженке. Так что я на четверть армянин.
Известия: Как и другие ваши соотечественники - Шарль Азнавур, Ален Делон, Изабель Аджани - вы предпочитаете жить в Швейцарии. Чтобы платить меньше налогов?
Мишель Легран: Я живу в Швейцарии в силу множества причин, в том числе и фискальных, но главным образом потому, что я против политики французского правительства. На мой взгляд, оно не занимается делами страны, а думает лишь о собственном переизбрании.
Известия: Вы человек ангажированный?
Мишель Легран: К сожалению, у меня на политику просто не хватает времени. Но я в ней хорошо разбираюсь.
Известия: Будущей осенью начнутся переговоры о приеме Турции в состав Европейского союза. Против ее вступления выступает, в частности, мощная армянская община, живущая во Франции...
Мишель Легран: Нет, Анкару никогда не примут в Европейский союз. Этому будет противиться Франция. Французы не забыли чудовищного геноцида и никогда не простят того, что Турция аннексировала часть Армении. Такая страна не имеет права войти в состав единой Европы. И если наше правительство и президент Ширак попытаются навязать французам прием Турции, это приведет к революции.
Известия: Какие же ваши политические симпатии?
Мишель Легран:Я всю жизнь был человеком левых убеждений и в душе остаюсь социалистом. Но сегодня левые в нашей стране представляют какую-то странную магму. Я даже не знаю, можно ли считать их левыми. Не считая Кубы, в мире не осталось ни одного коммунистического государства. Я часто бываю на Кубе, где много работаю и выступаю, и обожаю кубинцев.
Известия: Фидель Кастро - ваш друг?
Легран: Я бы так не сказал, но мы с ним хорошо знакомы.
Известия: Вам нравится быть на дружеской ноге с сильными мира сего?
Мишель Легран: Те, кого принято считать "сильными мира сего", являются, с моей точки зрения, гиньолями, к которым я не испытываю никакого уважения. Я считаю опасными людей, занимающихся политическим ремеслом. К сожалению, именно они нами управляют.
Известия: Вы известны как настоящий сорвиголова, любитель острых ощущений. В Россию вы летите за штурвалом своего самолета?
Легран: Нет, не полечу, потому что мой маленький одномоторный самолет недостаточно быстрый - его скорость в два раза меньше пассажирских авиалайнеров, а мне надо после концертов в России сразу возвращаться домой. Но я сижу за штурвалом очень часто, так как люблю чувствовать себя птицей. Я все время повторяю, что жизнь и творчество для меня - игра.
Известия: Ваши дети унаследовали страсть к приключениям?
Мишель Легран: У меня их четверо. Сыновья - музыканты, а две дочери занимаются спортом. Одна из них - чемпионка Франции по верховой езде, а другая - автогонщица. |