Выпускник Московской консерватории и ученик Эдисона Денисова стал известен благодаря трэш-сериалу «Бригада». Ирония судьбы. Похоже, она преследует Шелыгина на каждом шагу.
CD. M2, 2009.
В театре Маяковского он делал эффектную театральную музыку, при том, что режиссер Андрей Гончаров не любил мюзиклы, и терпеть не мог актерского пения. Музыка в спектакле «Шутка мецената» вызывала мурашки по коже, и это высочайший класс. Но работа в театре не приносит денег и славы. То ли дело кино – о славе Нино Роты и Эннио Морриконе мечтает каждый в этой профессии.
Суровые риффы «Бригады» и «Боя с тенью» принесли Шелыгину известность и две премии «Рекордъ» за самые продаваемые отечественные саундтреки. Учитывая, что наши саундтреки вообще почти не продаются – Шелыгин тут же стал не просто известным, но и уважаемым в шоу-бизнесе человеком.
Ирония судьбы в том, что счастливая музыка к «Бригаде» была полностью сыграна на компьютере, что жутчайший моветон в киномузыке. В дальнейшем Шелыгин старался работать все-таки с оркестрами. Даже такими маленькими, как Apocalyptica. А лучше – весь оркестр кинематографии п/у вечного Сергея Скрипки.
В компиляцию вошли темы из фильмов и сериалов «Бригада», «Бой с тенью» 1 и 2, «Звездочет», «Лебединый рай», «Четыре таксиста и собака», «Граффити», «Штрафбат», «Однажды в провинции», «Королев», «Полонез Кречинского», «Небо. Самолет. Девушка», «Вы не оставите меня», «На Верхней Масловке». Даже из названий понятно, с каким шлаком по большей части приходится работать композитору.
Однако из прослушивания подборки можно вообразить, что музыка написана, как минимум к фильмам Бертолуччи или Антониони. Настолько сильно античное жизнеутверждающее начало внутри самого Шелыгина, что он самым сырым киногероям дарит глубину переживаний и величественность помыслов.
Больших кинокомпозиторов узнают по мелодиям из фильмов. Вот с этим у Шелыгина явная напряженка – напеть хоть одну тему, кроме разошедшейся на рингтоны темы «Бригады», обычному слушателю не удастся. Увы, дар мелодиста чужд Шелыгину. Зато он с лихвой восполняет его красочными эпическими картинами переживаний героев. И невероятно чутко передает моралите режиссера: по главной теме можно артикулированно считать тот мессидж, который планировал вложить режиссер в сознание зрителя по просмотру своего фильма. Другой вопрос, то ли вкладывалось, что хотелось вложить. Но совершенно понятно, отчего режиссерам работать с Шелыгиным комфортно. Он пунктуален и педантичен в выполнении данной ему задачи.
Ставит ли для себя композитор цели выше, чем исполнение режиссерских пожеланий? По «Избранному» очевидно, что ставит. Он с удовольствием пускается в симфонические полифонизмы («Adagio»), не чужд ироническому джазу («Четыре таксиста и собака»), фортепианному лиризму («Размышление»), минимализму в духе Наймана («Однажды в провинции»), полутоновому сарказму в духе Рыбникова («Большой полонез»).
Подборка не поражает оригинальной композиторской мыслью – в классики Шелыгина записывать пока не за что, - но срез творчества одного из самых достойных действующих отечественных кинокомпозиторов получился отменный. Явный претендент на очередной «Рекордъ». Ирония судьбы.
Оценка: 8 из 10.
Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Трек-лист альбома Алексей Шелыгин – «Избранное: музыка из кинофильмов и сериалов»:
001 Главная Тема («Бригада») 002 Клятва («Бригада») 003 Немного Любви («Бригада») 004 Главная Тема («Бой с тенью») 005 Последний Раунд («Бой с тенью») 006 Реванш (How're U, Mr. Nyman) («Бой с тенью 2 - Реванш) 007 Псалом 90 (How're U, Mr. Dougan) («Бой с тенью 2 - Реванш) 008 Апрель («Звездочет») 009 Тема Любви («Звездочет») 010 Озеро («Лебединый рай») 011 Главная Тема («Четыре таксиста и собака») 012 Размышление («Лебединый рай») 013 Финал («Граффити») 014 Главная Тема («Штрафбат») 015 Прощание («Штрафбат») 016 Главная тема («Однажды в провинции) 017 Тема Дома («Королев») 018 Большой Полонез («Полонез Кречинского») 019 Главная Тема («Небо. Самолет. Девушка») 020 Тема Любви («Вы не оставите меня») 021 Adagio («На Верхней Масловке»)
guruken.ru |