Юлия Теуникова с 1996 года играет уже c третьим составом, - была акустический состав «Волшебные мужики», потом электрический «Город Макондо», и нынешний «КоМПОзит». И все-таки это ее первый официальный альбом.
CD. «Выргород», 2009.
За эти годы Теуникова стала лицом московского андеграунда и главной неудачницей русского рока. Ничто, казалось бы, не мешало ей встать в один ряд с Земфирой или Арбениной (кроме естественной ориентации). Иногда Теуникова звучала на «Нашем радио», хоть и в качестве трибьюта «Пикника». И вновь исчезала в дыму крохотных клубов с мало кем услышанными проклятиями в адрес «формата».
В чем же дело – ведь ни обсценной лексики, ни привычной андеграундной пошлости от Теуниковой не дождаться. Ответ дал тщательно записанный альбом «Таймер», многие идеи которого были придуманы еще в период записи демо-кассеты «Катится» (2000).
Теуникова поет нервные умные песни. Ее муж Петр Акимов обрамляет холодноватую убыстренную блюзовую основу элегантным трепетом виолончели и баса. Стильность придает отменный саксофон Екатерины Нестеровой. Компоненты изысканные, но все вместе никак не складывается в блистательное волшебство, ссыпающееся мурашками по коже. Песни Теуниковой остаются в ледяной рамке: красиво и бесчувственно.
Сама Юля безупречно закрыта для сопереживания. С ней невозможно идентифицироваться слушателю. Потому что ни в одной из песен «Таймера», ни на пару тактов голос Теуниковой не раскрывается слушателю: что же на самом деле любит героиня песни, кого она ненавидит, с кем она? С человеком в футляре испытывать совместные чувства нельзя.
А музыка – это выражение чувств.
Отсутствие выражения чувств уравнивает звучание Теуниковой с промышленным звучанием индастриэла. Особенно это заметно в «Поступи дней» и «За МКАДом» - меланхоличный размеренный голос Юли роботизированно повторяет фразу припева. Категорический отказ Теуниковой от любовной лирики более чем оправдан: наговаривать таким голосом «про любовь» было бы постмодернистским шутовством, а оно вовсе не свойственно ее характеру. Конечно, Теуникова гораздо ближе к «Ночному проспекту», чем к Земфире. Поэтому и андеграунд. Поэтому и до конца.
Стоит добавить явные проблемы Теуниковой с вокалом. Как только она уходит с привычного монотона, тут же проявляется зажатость гортани. В верхних регистрах это оборачивается неприятным писклявым тембром (особенно в «Крымской»), в более низких – отсутствием атаки и застреванием в горле. От певицы с 13-летним опытом можно ждать более достойной работы со своим голосом. Она просто наговаривает зажатым голосом тексты, и очень некрасиво грубо вытягивает длинные ноты, заканчивая их неуклюжим вибрато.
Главная ценность песен Теуниковой - это сама многослойная личность Теуниковой, и читать тексты ее песен порой гораздо интереснее, чем слушать музыкальное воплощение. Поразительный эффект, при работе с такими-то виртуозными инструменталистами. Однако даже их самодостаточные виртуозности не в состоянии сложиться в упругий драйв – ни разу, ни в одном треке! Снежная королева Теуникова лишает их всяких жизненных сил.
И все же такого масштаба сонграйтеров в нашем роке – раз, два и обчелся. Даже если по причинам сугубой закрытости Теуниковой ей не суждено испытать любовь колоссальных слушательских масс, то уж уважение к своему тихому андеграундному голосу она, безусловно, заслужила.
Оценка: 6 из 10.
Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Трек-листЮлия Теуникова и КоМПОзит – «Таймер» 1. Дождь 2. Назад 3. Безмолвие 4. Поступь дней 5. Война прошла 6. За МКАДом 7. Август 8. Суфийская баллада 9. Крымская 10. Закон 11. Земля обетованная 12. Юг
бонус
13. Ни гу-гу
видеобонус:
1. Катится 2. Снег с дождём
guruken.ru |