"... Учитывая, что я никогда не был поклонником сериала «Звёздный путь», мне было бы гораздо проще не снимать фильм. Причиной, по которой всё-таки решился на это, стал сценарий. Мне понравились герои – они были очень забавными, эмоциональными и настоящими".
Джей Джей Абрамс. Кто-то называет его новым Спилбергом. Кто-то не может простить ему то, что сериал «Остаться в живых» продолжается, а «Шпионка» - нет. Кому-то кажется, что он слишком увлекся «макгаффинами»: ну кто догадался, что за «Кроличью лапку» доставал Том Круз в «Миссия невыполнима 3»? Абрамс в кино – человек, который неординарно смотрит на вещи. Абрамс в жизни – сгусток энергии, выпаливающий сто тысяч слов в минуту.
И он снял новый «Звёздный путь».
В одном из интервью ты как-то сказал, что тайна для тебя важнее, чем знание. Почему?
Абрамс явно пытается вспомнить, когда он это говорил...
Я ведь что имел в виду... Воображение зрителя всегда сильнее, нежели любая режиссёрская задумка. Так что для меня самое интересное в режиссуре – возможность дать зрителю задуматься о возможных вариантах развития событий. Если, к примеру, финал «Космической Одиссеи» был кристально ясен, то этот фильм сейчас бы уже и не помнили. Но поскольку финал получился открытый и поддающийся любой интерпретации, вечно будут идти разговоры о том, что он означает. А в «Криминальном чтиве» ты не видишь, что находится в кейсе. Понимаешь?
Ну да!
Конечно, понимаешь, на тебе ж футболка из этого фильма! Как мне кажется, есть какое-то неуловимое достоинство в незнании. Зрители могут сами заполнить «белые пятна». Возможно, когда тебе чего-то не объясняют полностью, на это есть какие-то физиологические и неврологические причины. Как будто перед тобой «паззл» и ты начинаешь подгонять кусочки. И вот это для меня очень важно.
В работе над фильмом помогали какие-то научные консультанты? А то в «Звёздном пути» герои, например, летят сквозь атмосферу и не сгорают.
Для начала отмечу, что их костюмы были сделаны из очень прочного материала! А если серьёзно, то я вот что заметил... Допустим, у вас есть интересная идея. Я кстати, напомню, что работаю в жанре развлекательного кино, а не документального. Так вот, захватила вас какая-то идея. И ваш подход с научной точки зрения или с позиции «так не бывает» может свести её на нет, и вдохновение улетучится. Или же можно найти научный подход, который тебя поддержит. Я лично всегда работаю так: что бы ни случилось, надо придумать интересную идею, подвести под неё подходящую научную основу и затем развивать сюжет. У меня такой подход уже давно – лет 20. Сначала я придумывал историю, а потом оказывалось, что подтвердить можно что угодно. Это как статистика: чтобы добиться цели, можно играть данными, как вам нужно. Вопрос в том, чего вы добиваетесь. Если цель – развлечение, то оно того стоит.
Кстати, на «Звёздном пути» с нами сотрудничали учёные. Среди них – Кэролин Порко из НАСА, которая работала над спутником Кассини, исследовавшим Сатурн.
Последние фильмы франшизы не имели особого коммерческого успеха. Почему ты решил воскресить «Звёздный путь»? И почему именно сейчас, спустя 30 лет после выхода первого фильма?
Учитывая, что я никогда не был поклонником сериала «Звёздный путь», мне было бы гораздо проще вообще не снимать фильм. Причина, по которой я всё-таки решился на это, был сценарий. Мне понравились герои. Они были очень забавными, эмоциональными и настоящими. Понравились отношения между ними. Понравилось, как динамично развивается сюжет. Диалоги были замечательными. Если бы пару лет назад мне бы сказали, что я стану режиссёром «Звёздного пути», то я бы не поверил. Потому что он мне никогда не нравился. Персонажи не цепляли, да и сюжет тоже. Но когда я читал новый сценарий, он показался мне невероятно захватывающим. Несмотря и на то, что это по-прежнему был «Звёздный путь». Я подумал, что хочу снять фильм, который полюбят зрители, не являющиеся поклонниками «Звёздного пути». Так почему это не может сделать не фанат франшизы? Я показал сценарий жене – тоже не поклоннице «Стар Трека» - она прочитала его и сказала: «Ты должен снять это кино».
А то, что мы выходим 30 лет спустя после первого полнометражного фильма – это просто совпадение.
Почему на роль Нерона пригласили Эрика Бану и были ли другие претенденты?
Мы говорили и с другими. С Расселом Кроу, например. Но я давно хотел поработать с Эриком. Он замечательный разносторонний актёр. В Австралии он был комедиантом, а для меня жизненно важно, чтобы у актёров было чувство юмора. Во «Взгляде изнутри» Эрик доказал, что у него получаются и жуткие персонажи. У меня в фильме он впервые за долгое время смог размяться, вспомнить, как он тогда сыграл. Ну и я конечно же искал отличных актёров на каждую роль. То, что он согласился – большая честь для нас. Смотрю сейчас фильм и не представляю на его месте другого. Нерон вообще не был рождён злодеем. Он знаете ли простой рабочий, но хочет отомстить тем, кто, по его мнению, повинен в уничтожении планеты. И Эрик отлично вписался в эту роль.
Эмоциональный Кирк конфликтует с логиком Споком. А что важнее при режиссуре – эмоции или логика?
Думаю, что при съёмке фильма самое важное - эмоции. При этом не обязательно нужно быть нелогичным… Но попробуй проверить на логику самые лучшие фильмы. Придёшь к выводу, что их сюжет - просто за гранью! К примеру возьмем один из моих самых любимых фильмов - «Близкие контакты третьей степени». Ну почему там всё так хорошо? Так не бывает! И всё же это один из величайших фильмов, потому что он... Гениальный. Он поднимает столько вопросов, а спецэффекты при этом не самое главное. Есть масса фильмов, которые принимаются на ура, а по логике не должны были бы. Но поскольку они находят отзыв у зрителей, затрагивают их души, то всё принимается. Так что при работе в кино самое важное – действовать от сердца.
Не обошлось без стандартного вопроса про «Остаться в живых». Здесь надо отметить, что за каждым столом Абрамс, как и полагается настоящему мистику, отвечал разное. Нам он сказал, что при задумке сериала у него с Дэймоном Линделофом было много вариантов развития, но они не имели ни малейшего понятия, как он закончится. Не знали, что Бен окажется таким важным персонажем, не ожидали, что Майкл Эмерсон станет постоянным участником актёрского состава. Сам Абрамс провёл сериал на протяжении первого сезона и оставил его. Снимал третью «Миссию», продюсировал «Монстро», снимал «Звёздный путь», а над «Остаться в живых» трудился Линделоф.
Теперь я смотрю сериал вместе с вами, как обычный зритель. Мы договорились со студией, что шестой сезон будет последним. Мы только примерно представляем, куда его заведёт, но я знаю, насколько умны Дэймон Линделоф и Карлтон Кьюз, работающие над «Остаться в живых». Что бы там ни планировали, они всегда смогут извернуться и изменить всё в последний момент.
Впереди у Джей Джея Абрамса – работа над «Тёмной башней» и, разумеется, над сиквелом «Звёздного пути». Как мы и ожидали после премьеры, фильм был отлично принят. А значит «Энтерпрайз» ещё неоднократно вылетит на большие экраны. Кто будет управлять им – пока большой вопрос, но Абрамс всем видом показывал, что не против. Если позовут.
kinopoisk.ru |