Новости музыки и обзоры фильмов
   ЕЖЕДНЕВНО:
   Новости
   Свободная музыка
   Рецензии
   Аналитика
   Рецензии
   Скандалы
   Интервью
   События
   Анонсы
   Энциклопедия
   Всячина
   КИНО:
   Новинки кино
   Классика кино
   Энциклопедия
   События
   ПОПСА:
   Слухи
   Кумиры
   Рецензии
   ГАЛЕРЕИ:
   Общая галерея
   Концертная галерея
   Разное и странное
   Киноактеры
   Кинокадры
   Поп-исполнители
   ТЕХНИЧЕСКОЕ:
   RSS-лента
   ИНТЕРЕСНОЕ:  

  
Яндекс цитирования



Яндекс.Метрика

Инна Чурикова, биография

Родилась Инна Чурикова в Белебее, близ Уфы, куда судьба забросила ее родителей. Родом родители ее были из крестьян. Отец, Чуриков Михаил Кузьмич, сотрудник Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, участник финской и Великой Отечественной войн. Мать, Елизавета Захаровна, доктор биохимических наук. С начала 50-х годов Инна с матерью (родители к тому времени разошлись) обосновались в Москве.

Еще в школьные годы Инна посещает студию при театре им. Станиславского, руководимую А. Б. Ароновым и Л. Я. Елагиным. Это и определило выбор профессии: по окончании школы Чурикова поступает в Щепкинское училище на курс В. И. Цыганкова. Своих педагогов актриса неизменно вспоминает с благодарностью: они дали ей уроки мастерства, верное направление в профессии.

Еще в годы учения в студии Чурикова начинает сниматься в кино. Первая роль - в фильме В. Ордынского "Тучи над Борском" (1961), одном из обширной когорты антирелигиозных фильмов тех лет, разоблачающем сектантов, калечащих юные души. Другие кинороли того периода - в фильмах "Где ты теперь, Максим?", экранном дебюте Э. Кеосаяна, "Я шагаю по Москве" Г. Данелии, "Морозко" А. Роу - здесь актриса сыграла острохарактерную роль мачехиной любимой дочки.

В 1965-68 годах Чурикова работает в Московском Театре юного зрителя, выступает в массовке, в небольших эпизодах. Первые роли в пьесах-сказках - лиса в пьесе С. Михалкова "Зайка-Зазнайка", свинья в его же "Трусохвостике", баба Яга в "Двух кленах" Е. Шварца. Воспоминаниями об этих годах навеян один из эпизодов в "Начале" Панфилова, где режиссер фильма о Жанне д'Арк впервые видит свою будущую героиню в образе бабы Яги. Были и роли психологического плана (спектакль "За тюремной стеной" по пьесе Ю. Германа, обративший на молодую актрису внимание критики).

Параллельно работе в театре Чурикова успешно снимается в кино: играет в "Стряпухе" и "Неуловимых мстителях" Э. Кеосаяна; "Старшей сестре" Г. Натансона (здесь ее партнершей была Т. Доронина, повторившая на экране роль, сыгранную на сцене БДТ у Товстоногова); в комедии "Тридцать три" Г.Данелии, содержавшей ироничные намеки на счет обычной для советской пропаганды шумихи и показухи, - по этой причине фильм был выпущен на экран малым тиражом.

Поворотным событием в биографии актрисы стало приглашение ее на роль Тани Теткиной в фильм "Святая душа" (на экран вышел под названием "В огне брода нет"), который ставил дебютант Глеб Панфилов, выпускник высших режиссерских курсов. Здесь Чурикова сыграла санитарку госпитального поезда, обыкновенную девушку, обнаружившую в себе необыкновенный талант художника, дар преображать окружающую ее страшную реальность в картины, полные наивной чистоты, красоты, гармонии. В мире ненависти и нетерпимости, рожденном гражданской войной, "святая душа" Таня заведомо обречена: она и погибает, напоминая своей смертью, сколько неведомых прекрасных талантов унесла эта братоубийственная бойня, какой страшной ценой заплатила Россия за революцию. В игре Чуриковой здесь прекрасно соединились высокий трагизм и юмор, нежность и страстность, предельная искренность и отточенная четкость рисунка роли. И главное: актриса нашла своего режиссера, режиссер - свою актрису, которая станет душой практически всех его последующих фильмов. А вскоре соединятся и их личные судьбы.

Следующей ролью, которую сыграет Чурикова у Панфилова, станет ткачиха Паша Строганова из провинциального русского городка. Эта роль уже писалась специально для нее. Опять обыкновенная девушка с необыкновенным творческим даром в душе. Она - актриса, и жизнь дает ей прекрасный шанс - сыграть Жанну д'Арк в кино. Прослаивающие "Начало" кадры "фильма в фильме" показывают мощь трагедийного дара Чуриковой, гармонически вбирающего в себя лиризм и иронию. Уже тогда актриса и режиссер вынашивали замысел большого эпического фильма о Жанне д'Арк, для которого уже был написан сценарий, и эпизоды, вошедшие в "Начало", были самым весомым доказательством, что Чуриковой эта великая роль под силу, что в ней она не уступит гениальной Фальконетти, героине одного из лучших фильмов мирового кино - "Страсти Жанны д'Арк" Карла Теодора Дрейера. Немало лет Чурикова жила этой ролью, отказывалась во имя нее от прекрасных предложений (одним из них была Соня в "Дяде Ване" А. Кончаловского). Увы, фильм о Жанне не состоялся. Кинематографическое руководство откладывало и перекладывало эту постановку, обещая непременно разрешить ее (обещание это так и не было выполнено), но сначала надо сделать что-то значительное о современности.

Этим словом о современности стала Елизавета Уварова, сыгранная в "Прошу слова". Бывшая работница с фабрики, ставшая мэром небольшого городка на Волге, мечтающая преобразить его, соединить обе стороны городка мостом, истово отдающая себя текучке малых дел и вопросов, которые приходится по должности решать, - такова героиня фильма. В ней много от прежних героинь Чуриковой и Панфилова, но если в тех они приглашали зрителю к сопереживанию, то здесь - к анализу и осмыслению. Почему погиб сын Уваровой? От нелепой случайности? Или эта случайность была запрограммирована ее собственным характером и образом жизни. Ее догматической верой в идеалы, реальностью не подтвердившиеся, узостью ее духовного кругозора, ее увлечением спортом (спорт - стрельба), ее поглощенностью общественными делами, не оставившими времени для детей, для нормальных женских забот, для женского счастья. Выполняя по форме социальный заказ, Чурикова с Панфиловым, по сути, сделали его перевертыш - фильм о "государственной женщине", не обретающей себя в служении государству, а теряющей себя в нем - при всех прекрасных ее устремлениях и благородных человеческих качествах. На выходе фильм был изрядно покромсан редакторскими ножницами по указаниям ленинградского партийного лидера Романова, но внутренней сути и его, и главного образа это никак не изменило.

Совершенно иной и по внешности, и по внутренней сути Чурикова предстает в следующем фильме Панфилова "Тема". Здесь главный персонаж не ее Саша, скромный экскурсовод в музее старинного русского городка, а преуспевший столичный драматург Ким Есенин, сыгранный Михаилом Ульяновым. Но ее героиня - нравственный камертон всей вещи. Столкнувшись с ней, Есенин понимает, что променял свой талант на суету успеха и благополучия, но сойти с накатанной жизненной колеи уже не в его силах... И вновь полная внутренняя и внешняя трансформация актрисы в "Валентине" по "Последнему лету в Чулимске" Распутина. На этот раз она играет Анну, мать главного героя, непутевого Пашки, буфетчицу в таежной кафешке. Нет здесь ничего от душевной открытости и чистоты ранних героинь актрисы: наверное, и она когда-то вступала в жизнь, полная надежд и любви, только жизнь наложила горькую печать на ее характер...

Особое место в творчестве Чуриковой-Панфилова занимают горьковские образы - Васса и Ниловна. "Васса" - не случайно именно так назвал режиссер свою экранизацию "Вассы Железновой". В героине Чуриковой акцентируется не ее железная воля, а, напротив, душевная мягкость. Ей бы можно дать фамилию Тестова - тесто податливо, а топором не перерубишь. На таких женщинах стояла и стоит Россия, и прошлая и нынешняя. А горьковская Ниловна в "Матери" поднимается актрисой до высот подлинной трагедии, сохраняя при этом и бытовую конкретность, и точный психологизм характера. Подтверждение высочайшего уровня этих работ - Золотой приз Московского кинофестиваля 1983 года за "Вассу" и двадцатиминутная овация, которой завершился показ "Матери" на Каннском кинофестивале 1990 года, где Панфилову был присужден Специальный приз за вклад в мировое киноискусство. Эти награды по праву делит с ним Чурикова, его актриса, неизменный соавтор его работ.

В 1973 году Чурикова получает предложение от Марка Захарова, руководителя театра "Ленком", сыграть Неле (по пьесе роль называется "Неле и другие женщины Тиля") в "Тиле" Г. Горина по книге Шарля де Костера. С этого времени актриса вновь возвращается на сцену, играет многие роли в спектаклях театра, каждый раз демонстрируя и новизну прочтения образа, и блистательную широту актерского диапазона, и отточенное сценическое мастерство. Среди сыгранных ею ролей - Сарра в "Иванове" и Аркадина в "Чайке" А. Чехова, комиссар в "Оптимистической трагедии" В. Вишневского, Ирина в "Трех девушках в голубом" Л. Петрушевской, Мамаева в "Мудреце" по А. Островскому, Филумена Мартурано в "Городе миллионеров" Эдуардо де Филиппо, бабушка в "Варваре и еретике" по "Игроку" Ф. Достоевского. В двух постановках "Гамлета", осуществленных на сцене "Ленкома" (первая - А. Тарковским, вторая - Г. Панфиловым) Чурикова сыграла Офелию и Гертруду. В телефильме "Этот самый Мюнхгаузен" по сценарию Г. Горина, поставленном М. Захаровым с участием актеров своего театра, актриса создала запоминающийся острохарактерный образ покинутой жены Мюнхгаузена.

Параллельно работе в театре актриса снимается в фильмах разных режиссеров. Наиболее памятные из этих работ - в "Военно-полевом романе" П. Тодоровского (удостоена Главного приза за лучшую женскую роль на кинофестивале в Берлине), "Ребре Адамовом" В. Криштофовича, "Годе собаки" С. Арановича, "Плаще Казановы" А. Галина. В "Курочке Рябе" А. Кончаловского Чурикова сыграла Асю Клячину, продолжив судьбу героини за четверть века до того сыгранной Ией Саввиной в "Истории Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла". Иная жанровая стилистика нового фильма, построенного на контрасте бытовой достоверности и гротеска, потребовала и иной актрисы, способной выдержать этот непростой диапазон.

В последние годы, принесшие немало перемен в театральном деле, Чурикова много и, как всегда, успешно выступает в антрепризных спектаклях. Более десяти лет не сходит со сцены поставленный Г. Панфиловым спектакль "Сорри" (антреприза Д. Смелянского совместно с "Ленкомом"), собирают аншлаги во всех городах страны и ближнего зарубежья "Овечка" (антреприза О. Березовского) и "Старая дева" (антреприза Н. Колесник, режиссер Б. Мильграм) по пьесам Н. Птушкиной.

В последнем фильме Панфилова "Романовы - Венценосная Семья" Чурикова впервые не появляется на экране как актриса. Здесь она "за кадром" - дублирует английскую актрису Линду Беллингхем, сыгравшую Александру Федоровну, и выступает как один из авторов сценария (вместе с Г. Панфиловым и их сыном Ваней).

- Мне сейчас много предлагают ролей в антрепризах, - говорит Инна Михайловна. - Критики антрепризу не жалуют, постоянно грызут, покусывают, винят в разных грехах. Мол, все это по заведомо заниженной планке. Не знаю, может, кто-то такое и допускает, но ко мне и к моим партнерам это отношения не имеет. Пьесу, которая мне нравится, я буду играть с той же отдачей и в антрепризе, и на сцене своего театра. В моем отношении к работе, к роли, к партнерам, к зрителю ничего не изменится. Это моя профессия, мой любимый труд. Я абсолютно верна себе и своим принципам.

Александр Липков

russkoekino.ru



Имя: E-mail:
Комментарий:
 
назад к списку статей
ИЗБРАННОЕ:  
Cтатьи открываются в новом окне

МУЗЫКА:

Интересно...:
Превращение Насти Задорожной...
NEW

Исполнители...:
Супердорогой альбом Рианны...
NEW

Гонорары...:
Николай Басков: “Сейчас канала НТВ для меня просто нет!”...
NEW

Дела концертные...:
Фейс-контроль на концерте..
NEW

История...:
Группа BoneyM

КИНО

Новые роли:
Новая стезя Седаковой...

О КЛАССИКЕ:

Новая классика:
Балет на музыку Radiohead будет представлен публике в Кремле...
NEW

Фото:
Презентация сингла группы "Бобры" -"Стереотест".
NEW


Фото:
"VERMILLION LIES" в клубе "Gogol" (Фотограф Алена Прокофьева).
NEW